<= Перейти на главную страницу портала
Шахты.SU. Шахтинские известия.
16+
13 октября (четверг) 2005
Алексей ДЕДЕНЕВ.. Транспорт.
Семнадцать мгновений моего техосмотра

Если ваш "стальной конь" старше пяти лет, то ежегодно надо проходить техосмотр. Для легковых автомобилей существует пункт по его прохождению, который в городе Шахты находится в поселке текстильщиков.

Денежное и очень выгодное это мероприятие! А потому вокруг этого пункта, как грибы, выросли фирмы по оказанию сопутствующих услуг. Устранить неисправность, помыть машину, подкачать шины. Только пункт этот почему-то "Диагностикой" называется. А все дело в том, что за нее, диагностику, тоже надо заплатить. Примерно столько же, сколько и за техосмотр. Но если грамотно организовать "диагностику", то придется и в третий раз оплачивать техосмотр...

Вот, к примеру, мойка. На техосмотре автомобиль должен быть чистым. Но если сам помыл - это не считается. Помыть нужно обязательно на станции диагностики. Иначе к техосмотру не допустят. А вот если заплатил 60 руб., можно смело заехать для проверки и на грязном автомобиле.

Или, скажем, замер содержания в выхлопах газа СО. Это входит в техосмотр, входит в "диагностику" (позиция 601). Однако, если (уже в третий раз!) не заплатить еще 40 руб., к техосмотру не допустят.

Но для начала надо как следует подготовить своего "коня". Требования очень ужесточились. К слову сказать, автомобиль "Москвич" (а у меня именно он) по международным стандартам не является автомобилем. Разве можно его диагностировать современными методами? Например, тормоз отдельно каждого колеса? В технической характеристике указан только общий тормозной путь при скорости 80 км/час. Все. Какое колесо и как тормозит - не имеет значения! А потом еще собрать все необходимые для техосмотра документы (их "всего" десять).

Стоимость прохождения техосмотра в этом году - 90 руб. 24 коп. Подав кассиру 100 руб. с мелочью (в надежде получить назад "червонец" целиком), я получил сдачи всего 5 руб. На мой недоуменный взгляд она пояснила:

- Комиссия - пять рублей. Там написано...

Действительно, в квитанции ЭТО было написано. Однако, что за комиссия, кто ее создавал и почему ей нужны мои 5 руб., непонятно.

Далее - автостраховка. Сколько дебатов и радостных эмоций вызывает эта статья расходов, трудно передать словами с цензурной лексикой. Для моего "Москвича" это каких-то 1980 руб. в год при "безразмерной" пенсии в 2200 руб. И при этом никто "не докладывает"! Хотел вначале за полгода заплатить - автомобиль все равно зиму будет стоять в гараже, но это уже кто-то "чутко" предусмотрел. За полгода надо платить почти как за год - 1350 руб. Чтоб и думать о полугодовой страховке не смели! Но зато "комиссию" не взяли, а сказали "спасибо" и попросили приходить еще...

Один раз в три года требуется прохождение медкомиссии. Это, на мой взгляд, упущение. Надо бы ежегодно. Особенно тем, кому за пятьдесят. И если медикам поставить такую задачу, да профинансировать, они вмиг дадут научное обоснование.

Вот, скажем, в поликлинике висит объявление: стоимость справки - 84 руб. 24 коп. Опять эти 24 коп.! А все потому, что цена не конечная. Наркологу и психиатру надо тоже заплатить по 30 руб.

Приехав на станцию техосмотра или "диагностики", узнаю, что надо еще оплатить 30 руб. госпошлины. Оказывается, прибыльное это дело - проходить техосмотр! Потому, вероятно, и госпошлину кто-то установил. Делать нечего, возвращаюсь обратно в город, в Сбербанк. В поселке текстильщиков есть отделение Сбербанка, но оно предусмотрительно открывается с 10 часов. Видимо, чтобы прохождение техосмотра медом не казалось.

Итак, еще дважды преодолеваю расстояние в восемь километров туда-сюда по "прекрасным" шахтинским дорогам. Два рейса уже сделано, пройдено 32 км, а техосмотр еще и не начинался...

Подойдя к окошку кассы в здании "Диагностики", пытаюсь оплатить 93 руб. 13 коп. согласно перечню документов. Теперь уже за диагностику. Никто толком не знает, что это такое и чем она отличается от техосмотра, но платить надо. Подаю в окошко 100 руб. с мелочью, но, проверив мои документы, кассирша отказалась "пробить" указанную сумму. Надо, дескать, платить 193 руб. 13 коп. Добавьте, говорит, 60 руб. за мойку и 40 руб. за замер газа СО. Я ответил, что машина уже помыта, а замер газа СО входит в перечень проверок по техосмотру и диагностике (все та же позиция 601). После недолгих препирательств кассирша "пробила" мне 93 руб. 13 коп., но сказала:

- Вы все равно ко мне придете. У вас не примут техосмотр...

Права была кассирша! Как в воду глядела! Выкликнув мою фамилию, "диагностик" спросил, где чек за помыв машины? Я ответил, что она чистая. Уже, говорю, помыли. Он обошел вокруг моего "Москвича" и, указывая на камешки в протекторе, сказал:

- А колеса грязные...

Потом показал в сторону мойки:

- Поезжай, помой еще раз. Без этого проверять не буду!

Ну, было бы сказано! Благо, в этом году мойка работала, и мне машину помыли "всего" за 60 руб. А вот в прошлом - не работала, но платить все равно пришлось. Когда я по непонятливости спросил "диагностика", когда же помоют мой автомобиль, тот недовольно буркнул:

- Ты зачем сюда приехал, техосмотр проходить или машину мыть?

Больше вопросов я не задавал, а то еще про бензин спросят. А у меня в баке черт знает что. Какой-то 85-й. Знатоки утверждают, что, для большей эффективности, бензин на заправках разбавляют водой и каким-то газолином. Двигатель детонирует и требует корректировки зажигания после каждой заправки. Вообще - чудеса прямо вокруг этого бензина. К примеру, где-то в глухой деревне мужик продал самогон, его тут же поймали и показали всему свету в телепередачах "Дежурная часть" или "Чрезвычайное происшествие". А тут - через каждый километр бензоколонки продают непонятно что, и хотя бы раз показали их нарушения!

Помню, еще в середине девяностых годов прошлого столетия одного моего знакомого коммерсанта оштрафовали аж на 17 млн. руб. за нечеткое пробитие чека при продаже "Сникерса". И в то же время (кстати, и сегодня в ряде случаев - тоже) невозможно было получить чек на бензоколонке. Если кто-то из "частников" подходил к кассе с требованием чека, включалась громкоговорящая аппаратура и грубый голос спрашивал: "Какой еще тебе чек? Зачем?". Да и автомобили, напичканные электроникой, почему-то не могут зафиксировать при заправке недолив 2-3 литра!

Но вернемся к техосмотру. Возвращаюсь с еще раз помытой машиной, а "диагностик" мне:

- Где чек оплаты за замер газа СО?

Какой еще чек? Да и не мерили еще содержание газа. Потом, в карте диагностики есть пункт 601...

- Иди, оплати 40 рублей, - сказал "диагностик", - без этого проверять не буду.

Тут подошел другой "диагностик" с большой табличкой на груди: "Убери машину. Другим мешаешь".

Ну, убрал. Заплатил 40 руб. Отдал чек, заехал. Стали проверять все сверху и снизу. Потом "диагностик" воткнул что-то в выхлопную трубу, попросил меня выйти из машины и сам сел за руль. Газовал долго и от души. Минут 5-6 двигатель ревел на максимальных оборотах, но я не переживал. "Москвич" - машина простая и добротная. Не какая-нибудь иномарка, и даже не "Жигуль", которые наверняка бы развалились. А "Москвичу" ничего не станется, хоть всю смену газуй. Только себе хуже будет...

Наконец, устав и напустив копоти, "диагностик" успокоился. Долго о чем-то советовался с другими, но мне ничего не сказал. Позже я уже сам не выдержал и спросил у одного из них, каково содержание СО? Он ответил, что очень большое, процентов десять (при норме два!).

Перед проверкой тормозов еще раз послали:

- Езжай, выровняй давление шин. Тут рядом...

Точно, рядом. Еще одна фирма. Холдинг по выравниванию "кривого" давления. Закачали по 2 атмосферы во все колеса при норме передних - 1,7, задних - 2,5. Взяли 20 руб. По 5 руб. за колесо. Считай, даром. Снова заехал. После тщательной проверки остальных узлов и агрегатов, сказали:

- Выезжай для техосмотра...

Я удивился: какой еще техосмотр? И так ведь все проверили. Но вопросов решил не задавать. Они, вижу, ребята строгие и не любят лишних вопросов. Оплати, дескать, потом спрашивай. Выехал на площадку, поднял капот и жду. Подошел инспектор ГИБДД, сверил два номера - на кузове и двигателе - и все! Вот это да! Ни фига себе! И за это я заплатил 90 руб.? И это - техосмотр? Да техосмотром здесь и не пахнет! Это просто сверка двух номеров, и уж никак не 90 руб. это стоит, а так рублей 15-20.

Но вопросов опять не задаю. Да и все другие как-то слишком тихо и покорно ведут себя. Молчат, со всем согласны. Так вот и Советский Союз развалился, а большого шума, помнится, не было. Никто особо не возражал. А сказали бы, что вешать будут, так и веревки с собой бы захватили...

Уходя, инспектор ГИБДД сказал, что сейчас обеденный перерыв. Ждите, дескать. Сел я в машину, включил радиоприемник и стал ждать. Примерно через полчаса "диагностики" стали прохаживаться мимо рядов автомобилей. Присядут, встанут, опять прохаживаются. Похоже, пообедали, довольно потирая щеки, уши. Глядя на них, в голове возникла рифма: "То не уши и не хвостик, ходит-бродит "диагностик". Как машина заревет, "диагностик" вмиг встает".

Из задумчивости меня вывел голос "диагностика":

- Почему у тебя в регистрационном свидетельстве нет подписи начальника ГАИ? Одна печать стоит...

Я недоуменно пожал плечами. Документ ведь ГАИ выдает.

- А как же ты десять лет ездил? - допытывался он.

- А так и ездил, - говорю, - никто вопросов не задавал. И вы в прошлом году не задавали.

"Диагностик" задумался. Тут другой набросился на меня:

- А почему нет отметки, что автомобиль грузопассажирский? Ты где переделывал кузов?

Я решил сказать, что в Ижевске. Было интересно, что они еще спросят?

- А почему в свидетельстве нет отметки о мощности двигателя?

Кошмар! Да что же это за свидетельство такое, да сколько же там ошибок, когда же они закончатся и почему все обнаружено в этот раз? Но тут подошел директор всей этой артели и с ходу:

- Я давно работаю в этой области и знаю, что автомобиль грузовой!

Я возразил, что тоже давно живу в этой области, и ни хрена, дескать, ты не знаешь. Автомобиль мой грузопассажирский. Ему это не понравилось, он хотел что-то возразить, но тут появился инспектор ГИБДД и вновь продублировал уже звучавший ранее вопрос "диагностика":

- Ты где переделывал кузов?

- В Ижевске.

Молчание.

- А работаешь где?

Вероятно, этот вопрос имел важное отношение к техосмотру.

- Уже не работаю. На пенсии.

- А работал где? - не унимался он.

В общем, пришлось рассказать небольшую историю своей трудовой биографии, после чего инспектор сказал:

- Если все так, как ты говоришь, съезди в ГИБДД, и там тебе без проблем поставят штамп,

что автомобиль грузопассажирский, а начальник распишется.

Я согласно кивнул головой, а сам вспомнил, как мне "без проблем" регистрировали в ГАИ этот автомобиль 10 лет назад. Не везло этому грузопассажирскому. Сколько раз за 10 лет останавливали на дорогах, и каждый раз спрашивали, где я переделывал кузов. А все из-за того, что на заводе-изготовителе забыли сделать соответствующую запись. Помнится, еще в 1995 году из-за этого не мог его поставить на учет в ГАИ г. Шахты. "Езжай в Ростов, - сказал начальник, - там тебе сделают отметку, что автомобиль грузопассажирский". Там на меня посмотрели, покричали и сказали, что в Шахтах сами могут сделать такую же отметку. Поехал обратно в Шахты. Захожу к начальнику ГАИ, а тот мне:

- Ты что? Я же тебе сказал, в Ростов надо ехать! Есть приказ министра!

Что за приказ, кому приказ? Я уточнять не стал. Раз сказано в Ростов ехать, значит - в Ростов. И нечего выдумывать! Приехал во второй раз. Там начальник МРЭО ГАИ узнал меня и сразу набросился:

- Ты что, не русский? Я же тебе ясно сказал: езжай в Шахты! Они обладают такими же правами сделать отметку!

А мне что? Было бы сказано! Поехал снова в родные Шахты. В третий раз начальник ГАИ не стал со мной разговаривать, на ходу бросил:

- Ты тупой, как...

Какой я тупой, расслышать не удалось, но что-то про Ростов он все же сказал. Вроде того, что только там могут взять на себя такую ответственность! А мне что? В Ростов - так в Ростов. Дорогу уже выучил, все знакомо. Поехал в третий раз. Дождался своей очереди, зашел к начальнику. Там в это время находился какой-то старший лейтенант. Услышав наш диалог ("Езжай обратно в Шахты..."), он сказал (спасибо ему на добром слове!):

- Да поставь ты ему "чекуху". Я точно знаю, это грузопассажирский "Москвич". Он уже несколько раз к тебе приезжает.

Недолго думая, начальник сделал необходимую запись и поставил "чекуху", печать. Всего и "делов"-то! И поехал я в свои родные Шахты, довольный тем, что так легко отделался! А то уже подумывал в Ижевск ехать. Так что, люди, покупайте грузопассажирские автомобили! До сих пор удивляюсь, как это за три поездки в Ростов без номеров никто не остановил, не поинтересовался, чего это я нарушаю правила? А ситуация действительно комично-драматическая. Без машины в Ростове разговаривать не будут, а ехать туда без номеров нельзя. Хотел выправить бумажный - их не было...

Но вот на учет поставили, печать есть, а подписи начальника ГАИ нет. Три раза меня, "тупого", посылал в Ростов, а сам не расписался! Десять лет ездил, каждый год техосмотр проходил, и вдруг стали допытываться! Как же прав был Жванецкий: "Это что же? Только обратился - и сразу решили? Только попросил - и сразу дали?"...

Получив диагностическую карту с замечаниями, я решил не откладывать дело в долгий ящик, а обратиться на станцию техобслуживания, расположенную тут же, рядом. Слишком велик был соблазн пройти техосмотр за один день. Да и лезть под машину самому не хотелось. В одном фильме про Чарли Чаплина есть эпизод, где мальчишки бьют стекла, а следом ходит стекольщик, предлагая свои услуги. Вот примерно так и с техосмотром. Только продиагностировали - тут же в ремонт. Все находится рядом.

Начальник ремонтной конторы долго смотрел карту диагностики и не мог ничего понять. Видимо, потому, что диагноз отсутствовал. Слово это греческое и означает краткую характеристику болезни или неисправности. В моей карте "диагностики" написали: аптечка, система выпуска, рулевой наконечник (такого у меня нет), то есть название узла, а не его "болезнь". Это все равно, если бы вы сказали доктору: у меня болит вот здесь, а он пишет "ж..." (живот) или "г..." (голова). Пришлось все рассказывать. Вот аптечка. Обновил все просроченные лекарства, а "диагностик" глянул и говорит:

- Сертификат просрочен. Надо менять аптечку...

Ладно, купил новую. На следующий год лекарства будут еще нормальные, а сертификат опять не годен. Опять покупать целиком всю аптечку, а эти лекарства выбрасывать. Рассказал я начальнику ремонта про все неисправности, и он вначале согласился, а потом говорит:

- Давай, приезжай завтра.

Приехал на следующий день утром. Он ходит пасмурный, злой. Увидев меня, спросил:

- Ты запчасти привез?

- Нет. Вся надежда на вас.

- У меня тоже нет. Вот когда привезешь, тогда и буду делать.

Стало ясно, что техосмотр в этом году затянется, и придется все-таки самому залезть под свой "Москвич"...

Но вот все замечания устранены, уплачена еще одна пошлина (плюс 5 руб. комиссии), и можно снова пытаться пройти техосмотр. Мне объяснили, что в случае непрохождения во второй раз все платежи надо будет повторять снова. Опять новость! В прошлом году было больше попыток.

Еду по суровому шахтинскому асфальту и напеваю: "От ушей до хвостика кто нас мучит? Диагностика!".

Приехал во второй раз. Все посмотрели, все проверили. Никаких замечаний! Даже на грязные колеса не обратили внимания. Всё. Техосмотр пройден! Но остался маленький вопрос по регистрационному свидетельству, который я решил отрегулировать сразу. Приехал в ГИБДД, дождался очереди к начальнику, тот послал к другому - в МРЭО. Там посмотрели на меня, на мой документ. Покрутили в руках все по очереди, подивились и спрашивают:

- А как же ты десять лет ездил?

- Так вы же мне десять лет разрешали, вы же терпели меня. Проверяли на дорогах и при ежегодном техосмотре.

- Ну, так что ты хочешь?

- Хочу, чтобы ваши подчиненные не задавали мне вопросов по этому документу.

- Ну, что автомобиль грузопассажирский, мы поставим, а вот подпись начальника... Он уже не работает. Да и нет его в живых. Мы не знаем, что делать. Вот если ты напишешь заявление, что потерял этот документ, мы выдадим дубликат. Оплатишь - и все будет, как надо.

- Вы сделали ошибку, а я должен оплатить? Делайте отметку, а распишусь я сам!

На том и расстались. Подумаешь, подпись начальника, который уже не работает и к тому же...

Тут я стал соображать. Понял, что вопрос не так прост. В ГИБДД и на "Диагностике" знают, что мой документ не в порядке, и они "не знают, что делать". И вдруг при очередной проверке видят подпись человека, которого уже нет в живых. Естественный вопрос: а как вам это удалось? Так что понял я: надо либо платить, либо обивать пороги кабинетов. Поскольку в ГИБДД мне отказали, направился в вышестоящую инстанцию, в УВД. Начальник выслушал меня, взял заявление на заметку и сказал, что срок ответа по заявлениям граждан - один месяц, но в данном случае решение вопроса будет в течение недели.

Ну, неделя - не неделя, а через 20 дней получаю ответ, что проведена служебная проверка и мой вопрос решен положительно. Осталось только подъехать в ГИБДД в приемные дни. Ну, было бы написано! Поехал. Начальник МРЭО показал на окошко, а оттуда:

- Пиши заявление, оплачивай и на общих основаниях получишь нормальный документ.

Вот это "положительное решение"! Можно было и не ходить никуда. Мне сразу об этом говорили. Начальник ГИБДД в этот день не принимал, пришлось ехать повторно. Зашел, показал бумагу с "положительным решением". Сказал, что вопрос не решается, футболят меня. Он при мне позвонил начальнику МРЭО, объяснил задачу. Подхожу вновь к нему. Идем вместе к уже знакомому окошку. Увидев мой документ, из окошка произнесли:

-Ты что, не русский? Я же тебе в прошлый раз объяснил, что не буду подписывать...

Я хотел было объяснить, что русский я, русский! Но тут начальник МРЭО тихо сказал:

- Звонил начальник, сказал - подписать.

- Да?

- Да.

- Ну, это другое дело.

Не говоря больше ни слова, "человек в окошке" расписался и поставил печать.

Все! Теперь документы и автомобиль в порядке! До следующего техосмотра. Вот так просто, оперативно, конструктивно, объективно и непримитивно был пройден очередной техосмотр.

И в заключение - немного статистики. В начале года по TV "главный генерал" ГИБДД говорил, что техосмотр в этом году стоит 90 рублей. А вот во что это "мероприятие" обошлось мне: прохождение техосмотра - 90 руб. 24 коп.; комиссия - 5 руб.; госпошлина - 30 руб.; диагностика - 93 руб. 13 коп.; мойка - 60 руб.; замер газа СО - 40 руб.; подкачка шин - 20 руб.; медсправка - 80 руб. 24 коп.; психиатр с наркологом - 60 руб.; автостраховка - 1980 руб.; повторная госпошлина - 10 руб. 11 коп.; еще раз комиссия - 5 руб.; транспортный налог - 375 руб.; аптечка - 150 руб. ИТОГО - 2998 руб. 72 коп. Не считая израсходованного понапрасну бензина. Всего-то...

P.S. Техосмотр я проходил в апреле текущего года.

А.Д.

1223 просмотра
13 октября (чт) 2005