<= Перейти на главную страницу портала |
Шахты.SU. Шахтинские известия. |
16+ |
Шахты.SU. Выборы. | |
Россия перед выбором |
Наша страна в очередной раз стоит перед важным выбором, который повлияет на её развитие в последующие шесть лет. В декабре минувшего года состоялись выборы в Государственную Думу, легитимность которых значительной частью населения страны поставлена под серьёзное сомнение. В ближайшее воскресенье, 4 марта 2012 года, гражданам России предстоит определиться с выбором Президента страны.
Часть избирателей настолько разуверилась в избирательной системе, что не планирует принимать участие в предстоящих выборах. Многие граждане считают, что выбирать не из кого. Не смотря на недоверие населения, выборы скорее всего состоятся и даже будут признаны действительными официальными структурами.
Немало нареканий у граждан страны вызвала помпезная программа оснащения участковых комиссий веб-камерами, предназначенных по официальной версии властей для устранения фальсификаций на участках. Хотя очевидно, что избирательные участки могут быть не единственным местом возможных фальсификаций. Установка веб-камер на участках привела к появлению в участковых избирательных комиссиях лиц, отвечающих за работоспособность этого оборудования. В нашей стране, к сожалению, бывает важнее отрапортовать, чем что-либо сделать. На обучение навыкам 'оператора' в спешке посланы члены комиссий, многие из которых так и остались далеки от умения правильно обращаться с подобной аппаратурой.
В день голосования многие граждане России будут принимать участие в выборах не только в качестве избирателей, но и в качестве наблюдателей. Некоторые из них будут наблюдать за процессом волеизъявления граждан впервые. В преддверии президентских выборов для наблюдателей реализовывались различные программы обучения. Члены избирательных комиссий в Ростовской области по губернаторской программе прослушали соответствующие лекции. В помощь наблюдателям портал Шахты.SU размещает на своих страницах материалы, которые помогут в день голосования строго выполнять избирательное законодательство России во время выполнения важной общественной миссии:
I. СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЯ (согласно ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (п.42 ст.2). Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Наблюдателя вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Наблюдателями не могут быть назначены (п.4 ст.ЗО): - выборные должностные лица; - депутаты; - высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ); - главы местных администраций; - лица, находящиеся в их непосредственном подчинении; - судьи; - прокуроры; - члены комиссий с правом решающего голоса. Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет наблюдатель. В направлении указываются: фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места регистрации по паспорту, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных п.4 ст.ЗО. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (п.7 ст.ЗО). Избирательная комиссия не вправе требовать от наблюдателя подтверждения подлинности направления или подписи кандидата на нем. Направление может быть предъявлено наблюдателем в участковую комиссию в день голосования с момента начала работы участковой комиссии и до 20:00 местного времени; в территориальную комиссию - в период с начала досрочного голосования и до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования (п.8 ст.ЗО). Наблюдатель вправе присутствовать на избирательном участке (в помещении для голосования) в день голосования с момента начала работы участковой комиссии (время уточняется заранее, в индивидуальном порядке) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования (а равно, при повторном подсчете голосов избирателей до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией повторного протокола об итогах голосования) (п.З ст.ЗО). Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке (п.5 ст.ЗО). Наблюдатели вправе присутствовать в вышестоящих избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей (п.6 ст.30). Наблюдатели вправе (п. 9 ст. 30): - знакомиться со списком избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; - находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования; - наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; - присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; - наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в день голосования в период с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования; - обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; - знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенным к ним документам, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов; - носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием избирательного объединения (фамилии, имени и отчества кандидата), направившего наблюдателя в комиссию; - обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или суд; - присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. - наблюдатель также имеет право осуществлять фото- и видеосъемку нарушений допущенных на избирательном участке, если это не нарушает тайну голосования избирателей. Наблюдатели не вправе (п. 10 ст. 30): - выдавать избирателям бюллетени; - расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня; - предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; - принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; - совершать действия, препятствующие работе комиссии; - проводить агитацию среди избирателей; - участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. Если Вас выгоняют из помещения избирательной комиссии: Добросовестный наблюдатель нередко вызывает раздражение нечистоплотной избирательной комиссии -Вас могут попытаться удалить с избирательного участка. Помните, что сделать это можно только путем принятия мотивированного решения избирательной комиссией, а не ее председателем или любым другим членом. Покинуть помещение Вы будете обязанны только после того, как Вам представят указанное решение избирательной комиссии с подписями и печатью комиссии. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую избирательною комиссию или в суд. Незамедлительно сообщите о факте удаления в штаб. Фиксируйте и сообщайте в штаб обо всех случаях удаления, и их причинах, наблюдателей от других политических партий. Образец В участковую избирательную комиссию избирательного участка N__________________ (наименование субъекта Российской Федерации) ОТ_________________________________________________________________ (наименование избирательного объединения, либо ФИО кандидата) НАПРАВЛЕНИЕ В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (фамилия, имя, отчество наблюдателя) проживающий (ая) по адресу:________________________________________________ направляется наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка N_______. Ограничений, предусмотренных пунктом 4 упомянутой выше статьи, в отношении указанного наблюдателя не имеется. «____»________________ 20____г. ________________________ ___________________________ (подпись) (ФИО) |
II. ИНСТРУКЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЮ по работе на избирательном участке в день голосования В день голосования наблюдатель должен иметь при себе: - направление наблюдателя (получается в штаб-квартире партии или кандидата); - паспорт (если есть, то и удостоверение помощника депутата); - нагрудный знак наблюдателя (получается в штаб-квартире партии или кандидата); - бланки протокола УИК об итогах голосования (получается в штаб-квартире партии или кандидата); - Ручку; - 10-15 листов писчей бумаги формата А4; - мобильный телефон или карточку (монеты, жетоны) для таксофона; - контактные телефоны для связи со штаб-квартирой партии или кандидата; - при необходимости сухой паек. - часы, калькулятор и карманный фонарь (на случай отключения электроэнергии); - фото- или видеокамера (по возможности); - бутылка с водой. Необходимо быть опрятно одетым и трезвым, употребление алкоголя накануне и в течение всего дня выборов ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Обнаружив любое нарушение (признаки, которых далее по тексту выделены красным), немедленно обратиться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с требованием принять меры к устранению выявленного нарушения (напомнить им об административной и уголовной ответственности). Необходимо сообщить в штаб о нарушении, составить акт и заявление в двух экземплярах и написать жалобу в вышестоящую избирательную комиссию, привлечь к подписанию акта и жалобы избирателей, либо наблюдателей (не менее двух) от других партий, кандидатов, (используйте Приложения). Действия наблюдателя в день голосования В День Выборов прибыть на избирательный участок не позднее 7 час 30 мин. Наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение УИК с момента начала работы комиссии; иные действия противоречат ч.1 ст.5.6 «Кодекса РФ об административных правонарушениях». Представиться председателю избирательной комиссии, предъявив документы (направление и паспорт), познакомиться с членами комиссии. Сразу выяснить, есть ли среди членов комиссии с правом решающего голоса представитель от партии или кандидата. Если есть, то координировать свою работу с ним. Комиссия до открытия помещения (8:00 по местному времени) уточняет список присутствующих членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей. Выяснить у председателя комиссии и записать: • количество избирателей, внесенных в списки (к моменту вскрытия ящиков для голосования вечером, эта цифра может измениться), т.к. наблюдатель имеет право знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования (п. 9. ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...» ); • количество полученных бюллетеней из территориальной комиссии (число никогда не может измениться). Вежливо, но настойчиво попросить показать полученные бюллетени, обязательно убедиться в том, что в верхнем правом уголке каждого бюллетеня есть росписи двух членов комиссии, заверенные печатью избирательной комиссии. Проверить, чтобы в кабинах для голосования находились ручки, а не карандаши, и не было агитационных материалов на избирательном участке и вблизи него, т.к. запрещено размещать печатные агитационные материалы в помещениях избирательных комиссий, помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...»). Необходимо убедиться, что список избирателей сброшюрован (прошит), подписан председателем избирательной комиссии и на нем стоит печать избирательной комиссии. Помните, что в избирательной комиссии может быть только два экземпляра списка избирателей. Второй экземпляр может быть использован только при порче или утрате первого. Никакого другого дополнительного списка члены комиссии составлять не должны! Перед началом голосования необходимо осмотреть все ящики для голосования и убедиться в их пустоте (проверить на наличие второго дна). Все ящики для голосования (стационарные и переносные) опечатываются сразу после осмотра печатью участковой комиссии. Стационарные ящики для голосования выставляются так, чтобы они находились в поле зрения всех членов комиссии и наблюдателей. Переносить или вскрывать их до окончания голосования недопустимо. Переносные ящики для голосования также должны находиться на виду у всех членов комиссии и наблюдателей, к ним не должно быть доступа посторонних лиц. В ходе голосования и подсчета голосов наблюдатель имеет право находиться в помещении для голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему полный обзор действий членов комиссии. Перед началом голосования председатель УИК объявляет количество досрочно проголосовавших, вскрывает конверты и, не разглашая тайны волеизъявления избирателей, опускает бюллетени в стационарный ящик. В ходе голосования наблюдатель следит за порядком выдачи бюллетеней избирателям. Бюллетень выдается членом комиссии с правом решающего голоса лично избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Если избиратель голосует по открепительному удостоверению, то предъявляет также открепительное удостоверение. Обратить особое внимание на выдачу бюллетеней избирателям, проживающим на территории данного участка, но не включенным в список. Они включаются в так называемый дополнительный список только в случае наличия в паспорте штампа об их регистрации на территории данного избирательного участка. Нужно обращать внимание: - на то, чтобы каждый избиратель, получив бюллетень, опускал его в ящик для голосования. Если вынос бюллетеней с избирательного участка имеет массовый и систематический характер, то, скорее всего, это говорит о попытке фальсификации выборов на данном участке; - на факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов их семей либо иных избирателей; - на то, что при входе в помещение для голосования проводится агитация избирателей; - на то, что организована доставка (подвоз) избирателей для участия в голосовании. - вбросу бюллетеней могут предшествовать манипуляции со списком избирателей, поэтому внимательно следите, делает ли член избирательной комиссии какие-либо записи в списке избирателей, если рядом никаких избирателей нет. Наблюдатель обязан решительно пресекать любую (даже косвенную, в виде подсказок) агитацию в поддержку политических партий, кандидатов. Нельзя вступать в политические дискуссии, пререкания, поддаваться на возможные провокации, эмоциональные проявления участников избирательного процесса, чтобы не дать повода для удаления с участка. Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования: • голосование вне помещения проводится только в день голосования на основе устного или письменного обращения избирателя либо иного лица. Внимание! Обращения принимаются не позднее, чем за 4 часа до окончания голосования; • УИК должна зарегистрировать обращение в специальном реестре с указанием даты и времени поступления, фамилии избирателя, адреса его места жительства; • председатель УИК обязан объявлять о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения участка не позднее, чем за 30 минут до выезда (выхода); • УИК должна располагать в необходимом количестве переносными ящиками; • голосование проводят не менее двух членов УИК с решающим голосом, получающие переносной ящик, выписку из реестра об избирателях, избирательные бюллетени (в количестве примерно равном зарегистрированным в реестре) и письменные принадлежности; • голосование обязательно должно проводиться под наблюдением не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса и/или наблюдателей от разных партий. Члены УИК не вправе выдавать бюллетень другим избирателям, не зарегистрированным в реестре. По окончании голосования УИК составляет акт, в котором указывает количество выданных бюллетеней, количество заявлений избирателей, неиспользованных и испорченных бюллетеней, а также сведения о членах УИК и сопровождавших их наблюдателей, присутствовавших при голосовании вне помещения для голосования. Необходимо убедиться, что в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, в графе «Примечания» внесены отметки «Голосовал вне помещения для голосования». Помните: ВЫНОСНЫЕ ЯЩИКИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ВЫБОРОВ! Подсчет голосов Подсчет голосов производится сразу после закрытия избирательного участка, без всякого перерыва на отдых, и осуществляется только (!) на территории участка. В руках у членов комиссии, принимающих участие в подсчете бюллетеней, не должно быть авторучек и иных пишущих принадлежностей. После окончания времени голосования председатель УИК объявляет лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, общую последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса. 1. Подсчитываются и погашаются неиспользованные бюллетени, a T3.KJK6 бюллетени, испорченные избирателями при проведении голосования, сданные в избирательную комиссию (у них отрезается левый нижний угол), оглашается и вносится их число в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. 2. Оглашают число погашенных (неиспользованных) открепительных удостоверений и заносят его в протокол и его увеличенную форму. Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями и погашенными (неиспользованными) открепительными удостоверениями. 3. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает и вносит в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число бюллетеней, полученных УИК. Общее число неиспользованных, испорченных и обнаруженных в ящиках бюллетеней не должно превышать числа бюллетеней, полученных УИК из территориальной комиссии. Иначе это означает попытку фальсификации выборов, о чем немедленно необходимо доложить в свой штаб, написать заявление и составить акт. 4. Члены УИК подсчитывают число избирателей, проголосовавших по их спискам, объявляют это количество председателю. Суммарные данные оглашаются и вносятся в протокол и его увеличенную форму. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей. Председатель или секретарь УИК обеспечивает хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. 5. Непосредственный подсчет голосов избирателей. Необходимо помнить: наблюдатель имеет право визуаллно знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей (п.п. «г» п.9. ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...» ). Подсчет голосов производится без перерыва членами УИК с правом решающего голоса. Членам УИК, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается пользоваться письменными принадлежностями при подсчете голосов избирателей, за исключением случаев, когда заверяются бюллетени, признанные недействительными. 5.1. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Проверяют целостность и невредимость печати на них. Подсчет (сортировка) ведется так, чтобы не нарушалась тайна голосования. Вскрытию переносного ящика предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика. При сортировке бюллетеней члены УИК отделяют бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, с указанием членов УИК, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования. После вскрытия всех переносных ящиков для голосования данные по всем из них суммируются и оглашаются. 5.2. Стационарные ящики для голосования вскрывают после проверки невредимости печатей на них. Бюллетени извлекаются, подсчитывается их общее количество, которое заносится в протокол и его увеличенную форму, отделяются бюллетени неустановленной формы. 5.3. После этого бюллетени из стационарных и переносных ящиков смешиваются, и начинается их сортировка. Сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, каждый список кандидатов. Одновременно отделяют недействительные бюллетени. ВНИМАНИЕ: в случае проведения одновременного голосования на выборах в органы власти различных уровней соблюдается следующий подсчет голосов избирателей. В первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти; затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации; затем - в органы местного самоуправления. Члены комиссии оглашают содержащиеся в бюллетенях отметки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. Наблюдатель имеет право находиться настолько близко от места сортировки и подсчета бюллетеней, чтобы своим присутствием не мешать членам комиссии и при этом он мог бы достоверно контролировать попадание бюллетеня с отметкой за кандидата в стопку бюллетеней именно за этого кандидата, а не кладется в стопку бюллетеней за другого кандидата. Отдельно подсчитывают и суммируют недействительные бюллетени. Недействительные бюллетени -это бюллетени: • которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилии кандидатов, наименований избирательных объединений; • в которых отметка проставлена более чем в одном квадрате; • в которых отметки проставлены в квадратах напротив наименования политической партии, чей федеральный список кандидатов выбыл. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя бюллетень откладывается и по окончании сортировки этот бюллетень рассматривается на заседании комиссии. На оборотной стороне бюллетеня указывается причина признания его действительным или недействительным, что заверяется подписями двух членов УИК и печатью. По окончании сортировки бюллетеней определяют общее количество недействительных бюллетеней, которое оглашается и заносится в протокол и его увеличенную форму. Производят подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным по каждому кандидату, списку кандидатов. При подсчете бюллетеней их перекладывают по одному, чтобы присутствующие могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. 5.4. Проводится контрольная проверка данных, внесенных в протокол. Если контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. 5.5. Бюллетени упаковываются в отдельные пачки, затем - в мешки или коробки, которые опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. 5.6. Затем проводится итоговое заседание УИК, на котором рассматриваются поступившие заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов. УИК принимает решение об утверждении итогов голосования на избирательном участке. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса с указанием даты и времени подписания (часы и минуты). Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Если указанный порядок сортировки не будет соблюдаться, наблюдателю следует оперативно составить жалобу и вручить ее председателю УИК. По требованию наблюдателя УИК обязана немедленно после подписания протокола об итогах голосования выдать копию протокола и заверить ее. УИК отмечает факт выдачи копии протоколов в соответствующем реестре. Наблюдатель, получивший копии, расписывается в указанном реестре. После получения протокола на руки, сообщить по телефону результаты голосования в штаб партии или кандидата. РАБОТА ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧЕНА... С получением заверенных копий миссия наблюдателя не заканчивается. Необходимо дождаться сообщения из ТИК о принятии протоколов УИК, либо составлении повторного протокола (протоколов). Первые экземпляры протокола УИК об итогах голосования после подписания и выдачи заверенных копий незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в УИК не подлежат. Наблюдатель ни при каких условиях не сдает в комиссию полученную ранее копию первого протокола. Вторые экземпляры протокола предоставляются для ознакомления, а заверенные копии вывешиваются для всеобщего сведения. Опечатанные бюллетени и иная документация, упакованная в мешки или коробки, с указанием номера избирательного участка, количества бюллетеней и открепительных удостоверений, список избирателей, список лиц, присутствовавших при составлении протоколов, и печать УИК передаются на хранение в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов. Если УИК после подписания протокола об итогах голосования и направления его в ТИК выявила в нем неточности (описку, опечатку, ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена вышестоящей комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола. О своем заседании УИК в обязательном порядке должна проинформировать наблюдателя. В этом случае УИК составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный», и выдает его копию наблюдателю. Работа наблюдателя заканчивается только после передачи им копии протокола в штаб партии или кандидата. ДОКУМЕНТЫ, которые составляет наблюдатель при обнаружении нарушений избирательного законодательства или нарушении избирательных прав граждан. АКТ - это подробное описание места, времени, обстоятельств нарушения, задействованных в нем лиц, сути нарушения, зловредных последствий, указание свидетелей и свидетельств (Приложение N 1). ЗАЯВЛЕНИЕ - это запрос в участковую избирательную комиссию, в котором сообщается о нарушении и выдвигается предложение или требование устранить это нарушение, либо уменьшить влияние последствий этого нарушения, либо наказать виновных, либо предпринять иные меры в пределах компетенции той инстанции, которой адресовано заявление (Приложение N 2). АКТ и ЗАЯВЛЕНИЕ подаются в комиссию вместе. Акт оформляется как приложение к заявлению. Если комиссия согласна с данными документами, то председатель комиссии должен подписать поданное заявление с указанием времени и даты его принятия. Если же председатель отказывается подписать заявление, то на заявлении делается надпись «Председатель комиссии подписать заявление отказался», которая удостоверяется подписями свидетелей. ЖАЛОБА составляется в случае, когда участковая комиссия не принимает никаких действий по пресечению и устранению указанного в заявлении и акте нарушения и не принимает (председатель не подписывает) заявление. Она подается в вышестоящую комиссию (Приложение М 3). Жалобы поданные в избирательную комиссию в день голосования должны быть рассмотрены немедленно! Наблюдатель должен помнить, что необходимо фиксировать актами любые нарушения законодательства, так как данные акты при необходимости партия сможет использовать при проведении судебного разбирательства. Единственное ограничение для фиксации мелких (только мелких) нарушений -риск испортить нормальные отношения с УИК. Если комиссия лояльно относится к наблюдателю и благожелательно трактует по отношению к нему законодательство о выборах и позволяет занимать самые удобные места для наблюдения, предлагает выгодный график для выездов (выходов) с переносным ящиком, то мелочные придирки могут разрушить эти взаимоотношения. Но и ответное благодушие наблюдателя не должно быть чрезмерным. Вполне возможно, что благосклонность комиссии есть отвлекающий, усыпляющий бдительность маневр для осуществления фальсификации выборов. Все вышеуказанные документы составляются в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, а второй - у лица, которое этот документ составило (наблюдатель, член комиссии с правом совещательного голоса). Обо всех возникающих нарушениях, конфликтах необходимо незамедлительно сообщать в штаб. |
III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ Уголовный кодекс Российской Федерации Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Наказывается лишением свободы до четырех лет. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума. Наказывается лишением свободы до трех лет. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. Наказывается лишением свободы до четырех лет. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 5.1. Нарушение прав гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума. Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации. Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах. Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму. Статья 5.16. Подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании, благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах. Статья 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов». Статья 5.25. Непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов. Статья 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума. Статья 5.46. Подделка подписей избирателей, участников референдума. Статья 5.56. Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума. |
IV. ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - преднамеренное искажение результатов голосования путем манипуляций с избирательными документами, удостоверяющими волеизъявление граждан, либо путем преднамеренного изменения свободного волеизъявления граждан (силовое, административное, финансовое воздействие с целью подчинить граждан воле какого-либо субъекта). Способы фальсификаций результатов голосования, чаще всего используемые на избирательных участках (перечень не является исчерпывающим) «Выносной ящик» является уже классическим способом фальсификации. Избиратели заранее, до дня выборов, обращаются в избирательную комиссию, заявляя о том, что желают проголосовать дома. Для желающих проголосовать вне избирательного участка (то есть дома) существует так называемый «выносной ящик». Обычно наблюдатели неохотно ходят по домам, зато члены комиссии очень рьяно берутся за дело. Они обходят избирателей, пожелавших проголосовать дома, заодно агитируя их, и заменяют неугодные бюллетени на «нужные». С каждым таким «рейдом» выносные ящики пополняются бюллетенями, как реально проголосовавших и сагитированных избирателей, так и тех избирателей, кого «уж нет, а те далече...», или просто не пришедших на выборы людей. Написав заявление от имени несуществующих избирателей, можно легко и совершенно без риска значительно добавить голосов нужному кандидату, избирательному объединению. В предвыборном законодательстве оговаривается время подачи заявок для голосования на дому, но оговаривают именно время подачи - выезд по адресам может продолжаться вплоть до окончания голосования (соответствующие заявки нетрудно оформить «задним числом» как раз ко времени, указанному в законе). «Хоровод» - один из способов фальсификации. Это импровизация на тему «мертвых душ». В день голосования по избирательному округу от участка к участку ходит команда «подготовленных избирателей», дает свои паспорта комиссии, но расписывается за «мертвые души». Доходит до абсурда: в день выборов команда ходит по дворам и «помогает» жителям: «Если на выборы не пойдешь, давай свой паспорт, я проголосую». «Перекладывание бюллетеней» - еще один метод фальсификации итогов голосования. Перекладывание бюллетеней проходит на этапе подсчета голосов. После того, как бюллетени высыпали на стол (если вы обнаружили пачку бюллетеней, вложенных один в другой, - очевидно, что это «вброшенные» бюллетени), их начинают раскладывать на стопки, соответствующие каждому из кандидатов, избирательному объединению, а также в стопку испорченных бюллетеней. Результаты голосования определяются с помощью подсчета количества бюллетеней в каждой из стопок. Если часть бюллетеней, где нет отметки напротив фамилии «нужного» кандидата, попадет в стопку «нужного кандидата», то при подсчете этот кандидат, избирательное объединение получит некоторое количество дополнительных голосов. С другой стороны, бюллетени с отметками напротив фамилии нежелательного кандидата, избирательного объединения могут «разойтись» по другим стопкам, а значит, число голосов в их поддержку уменьшится. «Голосование подставных лиц» осуществляется, как правило, с использованием документов, которые не заменяют паспорта гражданина Российской Федерации. Голосующие могут и не проживать на территории избирательного участка. Помните, что избирательные бюллетени не могут выдаваться избирателю, предъявившему водительские права, студенческий билет, служебное удостоверение, билет на поезд или на самолет. «Перестановка чисел» - прием, используемый при заполнении протокола: члены избирательной комиссии, составляющие протокол меняют местами числа, означающие количество голосов, полученных политическими партиями. Другие члены и наблюдатели видят те же самые числа, но не сопоставляют их с наименованиями политических партий. От наблюдателей в этом случае требуется только повышенное внимание. «Обрезание кандидата» - часто встречающийся способ фальсификации, происходит тогда, когда наблюдатели и члены комиссии с совещательным голосом не следят за процедурой подсчета результатов голосования. Избирательная комиссия вначале процедуры подсчета результатов голосования обязана подсчитать и погасить неиспользованные избирательные бюллетени путем отреза левого нижнего края избирательного бюллетеня. При этом методе процедура совмещается с самим подсчетом голосов. Тогда, путем «перекладывания» бюллетеней часть бюллетеней кандидата, избирательного объединения оказывается в пачке неиспользованных бюллетеней, у которых отрезается не левый, а правый край. В зависимости от расположения неугодного кандидата, избирательного объединения отрезается либо верхний, либо нижний правый край. Отрезается как раз сам квадрат для отметок, расположенный напротив фамилии неугодного кандидата, избирательного объединения, т. е. отрезается тем самым сама отметка, поставленная избирателем, и бюллетень превращается в недействительный. «Заряженный ящик» - опечатанный ящик для голосования стоит на участке уже с неким количеством «вброшенных» бюллетеней еще до начала процедуры голосования. Это происходит в том случае, когда наблюдатели не приходят (опаздывают) на участок к началу работы избирательной комиссии. Бывает более откровенный вариант: наблюдателей не пускают после открытия избирательного участка в течение 10 минут. Дело сделано. «Еще одна отметка» - недобросовестные члены участковой избирательной комиссии, используя при сортировке и подсчете бюллетеней письменные принадлежности, ставят дополнительную отметку в бюллетенях с голосами, поданных за партию или кандидата (кандидатов от партии или кандидата). «Простой карандаш» - метод чрезвычайно распространен в сельской местности. В кабинке для голосования должны быть только шариковые ручки! Если на ваше замечание, комиссия отказывается заменить карандаши на ручки, то составляйте жалобу в вышестоящую избирательную комиссию и требуйте закрытия участка. О данном нарушении незамедлительно информируйте штаб партии или кандидата. «Избиркомовская поляна» - не является формально методом фальсификации, скорее, прикрытием фальсификации. Где-то часов в 19-20 всех членов комиссии и наблюдателей приглашают пройти «к столу», расположенному в отдельном помещении. Обычно угощение очень щедрое и, как говорится, водка просто льется рекой. Естественно, что во время такого застолья кто-нибудь из членов комиссии, чаще секретарь (в рукаве, например, кофты), «вбрасывает» необходимое количество бюллетеней. «Наглядная агитация» - способ, почти канувший в лету, но в деревнях еще иногда встречающийся. На информационном стенде обычно должны размещаться увеличенные образцы заполненных бюллетеней. Такие образцы содержат фамилии кандидатов, участвующих в выборах по данному избирательному округу, а напротив одного из кандидатов стоит отметка. Наиболее известный способ фальсификации результатов голосования, широко описанный в прессе и очень часто используемый на выборах, называют по разному: «мужик в кустах», «наперсточники», «эстафетное голосование», «гусеница» и т. п. Технология этого способа выглядит следующим образом. Рядом с избирательным участком работает бригада. Ее задача - предлагать избирателям с пониженным уровнем социальной ответственности взятку деньгами или водкой. Согласившись, такой избиратель получает «правильно» заполненный бюллетень, который должен опустить в ящик для голосования. А тот незаполненный бланк бюллетеня, что избиратель получает на участке, он отдает бригаде на выходе из участка и получает свою «морковку» (иногда такая бригада просто покупает чистые бюллетени у избирателей, заполняет их и сама «вбрасывает»). Несмотря на всю сложность и громоздкость данной технологии, на ее малую производительность, она все же дает стопроцентный контроль за «правильно» заполненными бюллетенями. Для выявления этой формы фальсификации необходимо наблюдать за тем, с наименованиями политических партий. От наблюдателей в этом случае требуется только повышенное внимание. «Обрезание кандидата» - часто встречающийся способ фальсификации, происходит тогда, когда наблюдатели и члены комиссии с совещательным голосом не следят за процедурой подсчета результатов голосования. Избирательная комиссия вначале процедуры подсчета результатов голосования обязана подсчитать и погасить неиспользованные избирательные бюллетени путем отреза левого нижнего края избирательного бюллетеня. При этом методе процедура совмещается с самим подсчетом голосов. Тогда, путем «перекладывания» бюллетеней часть бюллетеней кандидата, избирательного объединения оказывается в пачке неиспользованных бюллетеней, у которых отрезается не левый, а правый край. В зависимости от расположения неугодного кандидата, избирательного объединения отрезается либо верхний, либо нижний правый край. Отрезается как раз сам квадрат для отметок, расположенный напротив фамилии неугодного кандидата, избирательного объединения, т. е. отрезается тем самым сама отметка, поставленная избирателем, и бюллетень превращается в недействительный. «Заряженный ящик» - опечатанный ящик для голосования стоит на участке уже с неким количеством «вброшенных» бюллетеней еще до начала процедуры голосования. Это происходит в том случае, когда наблюдатели не приходят (опаздывают) на участок к началу работы избирательной комиссии. Бывает более откровенный вариант: наблюдателей не пускают после открытия избирательного участка в течение 10 минут. Дело сделано. «Еще одна отметка» - недобросовестные члены участковой избирательной комиссии, используя при сортировке и подсчете бюллетеней письменные принадлежности, ставят дополнительную отметку в бюллетенях с голосами, поданных за партию или кандидата (кандидатов от партии или кандидата). «Простой карандаш» - метод чрезвычайно распространен в сельской местности. В кабинке для голосования должны быть только шариковые ручки! Если на ваше замечание, комиссия отказывается заменить карандаши на ручки, то составляйте жалобу в вышестоящую избирательную комиссию и требуйте закрытия участка. О данном нарушении незамедлительно информируйте штаб партии или кандидата. «Избиркомовская поляна» - не является формально методом фальсификации, скорее, прикрытием фальсификации. Где-то часов в 19-20 всех членов комиссии и наблюдателей приглашают пройти «к столу», расположенному в отдельном помещении. Обычно угощение очень щедрое и, как говорится, водка просто льется рекой. Естественно, что во время такого застолья кто-нибудь из членов комиссии, чаще секретарь (в рукаве, например, кофты), «вбрасывает» необходимое количество бюллетеней. «Наглядная агитация» - способ, почти канувший в лету, но в деревнях еще иногда встречающийся. На информационном стенде обычно должны размещаться увеличенные образцы заполненных бюллетеней. Такие образцы содержат фамилии кандидатов, участвующих в выборах по данному избирательному округу, а напротив одного из кандидатов стоит отметка. Наиболее известный способ фальсификации результатов голосования, широко описанный в прессе и очень часто используемый на выборах, называют по разному: «мужик в кустах», «наперсточники», «эстафетное голосование», «гусеница» и т. п. Технология этого способа выглядит следующим образом. Рядом с избирательным участком работает бригада. Ее задача - предлагать избирателям с пониженным уровнем социальной ответственности взятку деньгами или водкой. Согласившись, такой избиратель получает «правильно» заполненный бюллетень, который должен опустить в ящик для голосования. А тот незаполненный бланк бюллетеня, что избиратель получает на участке, он отдает бригаде на выходе из участка и получает свою «морковку» (иногда такая бригада просто покупает чистые бюллетени у избирателей, заполняет их и сама «вбрасывает»). Несмотря на всю сложность и громоздкость данной технологии, на ее малую производительность, она все же дает стопроцентный контроль за «правильно» заполненными бюллетенями. Для выявления этой формы фальсификации необходимо наблюдать за тем, что происходит вокруг участка: не крутятся ли вокруг участка одни и те же подозрительные личности, не уходят ли в одном и том же направлении избиратели с пониженным уровнем социальной ответственности и не возвращаются ли они оттуда пьяными. Это, конечно, очень дорогостоящий и рискованный метод, но он, в принципе, может дать кандидату, избирательному объединению порядка 10-15 % голосов. |
Приложение N 1 АКТ о нарушении избирательного законодательства в ходе выборов _______________ _____________________________________________________________________________ на избирательном участке N___________ Мы, нижеподписавшиеся: 1. Наблюдатель от___________________________________________________________ (Ф.И.О. наблюдателя) _____________________________________________________________________________ адрес места жительства______________________________________________________ 2. Избиратель (Ф.И.О.)________________________________________________________ адрес места жительства______________________________________________________ 3. Избиратель (Ф.И.О.)________________________________________________________ адрес места жительства______________________________________________________ свидетельствуем, что «____»_______________20_____года в ____часов_____минут на избирательном участке N_____ допущены следующие нарушения: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Настоящий акт составлен в двух экземплярах и подписан нами «____» ________________ 20_____года в____часов____минут. Подписи __________________________(ФИО)_____________ __________________________(ФИО)_____________ __________________________(ФИО)_____________ Примечание: В написании акта могут принимать участие наблюдатели от всех партий, либо зарегистрированных кандидатов, члены комиссии с правом совещательного голоса, избиратели, кандидаты и их доверенные лица. |
Приложение N 2 В участковую комиссию избирательного участка N________ по выборам ______________ ___________________________________________ ___________________________________________ от наблюдателя __________________________, представляющего интересы_________________ ___________________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Довожу до сведения комиссии, что в ходе проведения голосования (при подсчете голосов) на избирательном участке N____по выборам ___________________________ _______________________________________________________ мною были обнаружены следующие нарушения избирательных прав граждан (избирательного законодательства, общественного порядка): ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Прошу срочно провести заседание комиссии, рассмотрев указанные сведения, и принять решение по пресечению нарушений и устранению их последствий, а также привлечь виновных к ответственности. «____»________________ 20_____года,______часов _____минут ______________________________ ___________________________________ Подпись заявителя ФИО заявителя «ПОЛУЧЕНО» «____»________________20_____года,______часов _____минут _____________________ _______________________ ________________________ Должность члена УИК подпись члена УИК ФИО члена УИК |
Приложение N 3 В участковую комиссию избирательного участка N________ по выборам ______________ ___________________________________________ ___________________________________________ от наблюдателя __________________________, представляющего интересы_________________ ___________________________________________ ЖАЛОБА В ходе проведения голосования (при подсчете голосов) на избирательном участке N ________ по выборам _______________________________________________ ___________________________________ мною были обнаружены следующие нарушения избирательного законодательства (избирательных прав граждан): Указанные нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были письменно сообщены в участковую избирательную комиссию избирательного участка N____. Однако должностные лица указанной избирательной комиссии мер по пресечению перечисленных нарушений не приняли. Прошу принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий, по обеспечению безусловного и неукоснительного исполнения требований и положений действующего избирательного законодательства, а также привлечь виновных к ответственности. В противном случае нарушения могут поставить под сомнение достоверность итогов голосования на данном избирательном участке. «____»________________ 20_____года,______часов _____минут ______________________________ ___________________________________ Подпись заявителя ФИО заявителя «ПОЛУЧЕНО» «____»________________20_____года,______часов _____минут _____________________ _______________________ ________________________ Должность члена УИК подпись члена УИК ФИО члена УИК |
Приложение N 4 Список контактных телефонов Районный (городской) штаб ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Региональный штаб ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Члены ТИКа (ОИКа, ИКМО): с правом решающего голоса от партии или кандидата ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ С правом совещательного голоса от партии или кандидата ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Территориальная избирательная комиссия ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Избирательная комиссия муниципального образования ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Окружная избирательная комиссия ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Избирательная комиссия субъекта Федерации ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Прокуратура субъекта Российской Федерации ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Прокуратура района (города) ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
Приложение N 5 Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Пункт 22 статьи 29 Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; д) составлять протоколы об административных правонарушениях. Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. Пункт 23 статьи 29 Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. |
наблюдатель Госдепа |