<= Перейти на главную страницу портала
Шахты.SU. Шахтинские известия.
16+
31 июля (четверг) 2014
donnews.ru. Власть.
Главным в городе будет тот, кто работает по контракту. А Дума его проконтролирует

Из интервью редактора donnews.ru Марины Поюровой с заместителем губернатора Ростовской области Александром Ищенко.

- Александр Валентинович, позволю себе процитировать ваше высказывание в одном из интервью: "Переход к назначению глав городских администраций по контракту поможет деполитизировать управление городом, перевести его на профессиональную основу. Посредством открытого конкурса можно отобрать на должность главы администрации квалифицированного управленца". Получается, что нынешние мэры политизированы и неквалифицированы?

- Произнося эти слова, я имел в виду не всех мэров, а ситуации, которые были в Ростовской области в 2010, в 2011-2012 годах, когда на волне пассивности горожан к власти приходили политиканы...

- Но сегодня 2014 год, жесточайшая вертикаль власти, другая ситуация в стране. Какие политиканы?

- В классическом понимании у нас нет вертикали власти на муниципальном уровне и не будет. Муниципалитеты юридически не входят в систему государственной власти.

Авторы Конституции 1993 года были свято убеждены, что нужно разрушить вертикаль управления в России, и они это сделали. Наверное, в условиях 1993 года это решение было правильным, муниципальный уровень власти был юридически защищён от прямого воздействия федеральной или региональной власти. Но за двадцать с лишним лет произошла смена поколения политиков, которые использовали в своей повседневной практике советские принципы управления. С каждым годом в системе власти таких людей становится всё меньше, а ментальность российских граждан не сильно поменялась. Обратите внимание, с какими вопросами люди приходят на приём к губернатору, мэру - абсолютно со всеми: "защитите меня от внука-пьяницы", "пенсия маленькая", "крыша течёт" и т. д. Зачастую люди ищут у власти защиту даже от противоправных действий своих родственников.

В нашей стране в силу совершенно объективных причин - огромной территории, широкого разброса климатических условий и многонациональности - скрепами в определённой степени выступает вертикально-интегрированная система, даже не система власти, а система понимания того, что где бы я ни жил, я житель России, я принадлежу к сообществу людей, которые представляют собой великую нацию.

Когда мы доходим до местного управления, возникают заявление, что мэр в систему государственной власти не входит. И получается некий разрыв, который нормальный человек не в состоянии понять. Как это так: единая система власти, единая страна, единый народ, а местное самоуправление в правовом смысле аппендицит?

- Вы полагаете, что в общественном сознании есть понимание, что местное самоуправление не входит в вертикаль власти?

- Узкая прослойка людей, которые имеют муниципальные полномочия, говорит: "Мы по Конституции никому не подчиняемся".

- Кто позволит себе такое сказать в Ростовской области?

- У нас были такие руководители, которые уже не руководители. Мы принимаем закон исходя из своего опыта, а опыт - это не только 2014 год, но и 2012-й, 2011-й, и Азов в 2001 году, и другие территории.

- Получается, мы боимся, что к власти будут приходить политиканы, которых нельзя уволить? Что придёт некий неконтролируемый руководитель и скажет: "Я вам не подчиняюсь"? Ради этого затеяли реформу?

- Во-первых, мы ничего не боимся. Во-вторых, мы ничего не затевали. В-третьих, мы выполняем требование федерального закона. Мы определяемся, какой из двух вариантов мы выбираем. Безусловно, у любого здравомыслящего руководителя при окончательном принятии решения всегда есть сомнения. Я не могу сказать, что этот вариант идеальный. Более того, у него очень много минусов. Но ещё больше минусов в тех ситуациях, когда управление территорией выходит из-под контроля.

Кстати, с 2005 по 2010 годы был опыт работы глав администраций по контракту. Пять районов использовали схему, но она себя недостаточно оправдала, потому что регулятивных полномочий у субъекта Федерации не было, а сам муниципалитет в своих уставах не мог, а зачастую просто не хотел отрегулировать предел полномочий представительного органа и главы администрации по контракту. Из-за этого постоянно пересекались полномочия у одних и у вторых, были конфликты. Но конфликты были не везде: из пяти территорий в двух. В двух других вообще было идеальное взаимопонимание. В одном - пятьдесят на пятьдесят.

Мы учли тот опыт и понимаем, что нужно чётко прописать: вот твои полномочия, вот его полномочия. Нельзя друг другу лезть в компьютер или в папку с документами. Если бы федеральный законодатель не дал нам, региону, право определить правила игры внутри конкретного муниципалитета, мы бы вряд ли пошли на эту схему. Она несёт в себе риски, когда не урегулированы разграничения полномочий. Но мы договорились в Заксобрании, что в законе чётко распишем представительные функции председателя Думы - главы города - и повседневную работу главы местной администрации.

Обратите внимание, как много времени уходит на церемониальные функции у любого из избранных на прямых выборах глав. Нужно открыть все садики, побывать на всех конкурсах красоты, на школьных олимпиадах. А всё потому, что этому человеку избираться. Он вынужден нравиться избирателю, это его работа.

- Получается, при новой системе управления городом работающий по контракту глава администрации не должен нравиться населению? А кому он тогда должен нравиться?

- Почему не должен? Он должен нравиться, но по результатам конкретных дел, а не потому, что пришёл в школу и пообнимался с воспитанницами учебного заведения. Ему не нужно перерезать ленточки, ходить на конкурсы, не нужно учреждать олимпиады и т. д. Он должен показать, что он исправляет возникающие проблемы и работает над развитием города. Я не говорю, что так поступают все избранные главы, я говорю лишь о том, что негативные возможности этим законом отсекаются. Да, возникают другие, которые нужно разрешать.

- А кто будет в городе главным? К кому теперь люди должны идти со своими проблемами?

- К главе местной администрации. И если он не решает проблему, есть контролёр в лице депутата, если и он не работает, есть городская Дума в целом как главный контролёр над всеми, кто работает в системе муниципального управления.

- Зачем тогда нужен глава города?

- Вес главы города - в его контрольных функциях. Он как возглавляющий городскую Думу, как представляющий со всеми депутатами всё население города, обладает контрольными функциями по отношению к главе администрации.

- А кого губернатор будет ругать за нерешённые проблемы в городе?

- Главу местной администрации. Потому что он отвечает за взаимодействие с правительством области, за реализацию всех переданных государственных полномочий, за результаты хозяйственной деятельности. Именно он будет нести юридическую ответственность перед Думой и губернатором в виде прекращения контракта и увольнения.

Мы планируем, что из текста областного закона, который будет принят в сентябре-октябре этого года, будет понятно, что основное должностное лицо, которое отвечает за результат хозяйственно-административной работы муниципалитета - это глава местной администрации. Если он не справится, не исполнит требования контракта, Дума прекратит его полномочия.

2705 просмотров
31 июля (чт) 2014
comdiv
Вот, разумный человек объясняет предстоящую вертикаль власти в муниципалитете. Поддерживаю!
2141 просмотр
31 июля (чт) 2014
2 августа (суббота) 2014
Portajgenosse
Здесь нет единственного и самого главного. Мэр-это управленец, а значит теми, кто его нанимает на работу, должен быть заранее сформулирован и оглашен критерий оценки управленческого труда. Все. А мы читаем туманные рассуждения о том, кто главный, да кто кому должен нравиться.
2105 просмотров
2 августа (сб) 2014
comdiv
Разрабатывать критерии и оценивать работу, будет Гор.Дума. Вопрос в другом, способна ли она выполнять эту работу? Отсюда
2 августа 2014 в 20:48 Portajgenosse пишет:
P> Здесь нет единственного и самого главного.
P> Мэр-это управленец, а значит теми, кто его
P> нанимает на работу, должен быть заранее
P> сформулирован и оглашен критерий оценки
P> управленческого труда. Все. А мы читаем туманные
P> рассуждения о том, кто главный, да кто кому
P> должен нравиться.
Разрабатывать критерии и оценивать работу, будет Гор.Дума. Вопрос в другом, способна ли она выполнять эту работу? Отсюда следующий вопрос - способны ли избиратели разобраться в кандидатах-"кто из них- кто" и поддержать их на выборах? В городе у нас - население или гражданское общество? Тут на передний план должны выдвинуться: общественные объединения - партии, общественные организации, активные группы граждан, а помощь им должна оказать - ЦИК! Администрация города, действующий состав Гор.Думы также не должны находится в стороне, если они понимают термин -"приемственность власти". Как наше городское сообщество подготовится и проведет выборы - будет зависеть наше будущее.
2120 просмотров
2 августа (сб) 2014
3 августа (воскресенье) 2014
Portajgenosse
Я бы очень удивился, если топ-менеджеров скажем "Газпрома" выбирали общественные объединения - партии, общественные организации, активные группы граждан. С точки зрения управления, процессы управления городом и концерном родственные задачи. Значит и подходы в решении этих задач должны быть похожими. И не надо изобретать велосипед.
2190 просмотров
3 августа (вс) 2014
comdiv
Сравнение муп. образования и "Газпрома" - неудачное. Сошлитесь еще на пример - "Стройфарфора". Если Вам нужен быстрый результат - приглашайте Сталина!
2118 просмотров
3 августа (вс) 2014
Справедливов С С
А если результат не нужен вообще пригласите Станиславого Д.И.
2169 просмотров
3 августа (вс) 2014