<= Перейти на шахтинский форум
Снимается кино
16+
23 ноября (суббота) 2019
Юрий Степанович
Апокалипсис мяу



В российский прокат вышел фильм "Аванпост" режиссера Егора Баранова. Первый отечественный киберпанк поражает количеством бессмысленных жертв, жестокостью внушаемых идей и привычной уже нелогичностью сюжета.

Одна из самых известных цитат советского кино - строчка из песни сериала "Следствие ведут знатоки": "если кто-то кое-где у нас порой (честно жить не хочет)". Острословы уже много раз посмеялись над изощренной уклончивостью этой фразы. Но они еще не видели фильма "Аванпост". По сюжету в недалеком будущем большая часть нашей планеты внезапно погрузилась во мрак, связи с другими континентами нет, остался только небольшой "круг жизни", включающий в себя в том числе и Россию. Но весь этот кошмар описывается в кино единственной фразой "что-то произошло" - даже спустя месяц, даже в новостях по телевизору. Это, надо полагать, официальная формулировка?.. Если ты берешься за такой непривычный для нас жанр, как киберпанк, если хочешь описать мировой катаклизм - будь любезен, соответствуй его масштабу, подбери соответствующие слова. Когда мир на экране затопило или засыпало, очень важны детали - самые невзрачные детали быта - для того, чтобы мы поверили в реальность произошедшего. "Запасов продуктов хватит надолго",- сообщает нам теледикторша, чтобы, так сказать, заранее предупредить упреки критиков. С топливом, продуктами тоже перебоев нет, как мы понимаем. Откуда все это - если мировые торговые связи нарушены, если девять десятых мира больше не существуют?.. Будем надеяться, что сработала программа импортозамещения. Государственное телевидение по-прежнему работает, дискотеки какие-то пляшут, такси все того же желтого цвета, Москва вся в неоновых огнях, связь есть, интернет есть, котиков, вероятно, по-прежнему постят. Какой-то однобокий апокалипсис получается, как договорной матч, просто "апокалипсис мяу".

Ребята, хочется сказать авторам. Даже если тьма по случайности обошла великий город - едва ли жизнь в нем будет прежней. Если родина в опасности, вряд ли она будет жечь электричество, как прежде, на всю катушку. Едва ли Москва будет сиять, как новогодняя елка. Но такая особенность у российской фантастики. Про других можно фантазировать что угодно, но у нас самих всегда все остается по-прежнему, никаких изменений, стабильность.


Во всем мире мрак, а у нас - дискотека!
Фото: 1-2-3 Production / TNT-Premier / Канал ТВ-3

Зато уж конечно фильм - рай для милитаристов. Все оставшиеся в круге жизни теперь служат родине, кто как может. А один из героев так прямо и говорит: "Я рад, что тьма наступила. Это придало смысл моей жизни". Упоение войной - как тем, что "делает человека настоящим",- в российском кино время от времени вспыхивает (до недавнего времени рекордсменом по этой части был фильм "Батальонъ", произведенный в 2015-м). Но "Аванпост", пожалуй, его переплюнул. Буквально первая сцена фильма: мы видим солдат, занявших позиции, и слышим фразу командира: "Что ты должен делать с врагами?" - "Убивать, товарищ майор!". При том, что враг вообще-то не виден, никто не знает его природы. "Эксперты уверены, что это война", сообщают нам по телевизору; то есть это всего лишь чье-то "экспертное мнение". Но солдатикам, вооруженным автоматическим оружием образца ХХ века, и их командирам, выезжающим на БТРах против "нейтронного излучения", все ясно, никаких у них нет сомнений, что делать. Кто-то ночью тайно пробрался в магазин на нейтральной территории за продуктами - неясно, свой или чужой, военный или гражданский: десятеро бойцов палят по нему из автоматов и бросают гранаты - сразу, без предупреждения, приговаривая: "Не ссы, Колян, все нормально будет".

Далее группа военных перемещается в Кировскую область, где как раз проходит граница между светом и тьмой (в чувстве юмора авторам все же не откажешь - ведь именно там, как известно, губернатором был ныне отбывающий наказание Никита Белых, а Навальный у него - советником). Есть, правда, тонкая ирония и в другом смысле: героиня-журналистка (которая, конечно, среди солдат) бросает мимоходом фразу: "Сейчас новая политика: даже в новостях правду говорят".


Журналист в патриотическом кино всегда помощник власти (в роли репортера актриса Светлана Иванова)
Фото: 1-2-3 Production / TNT-Premier / Канал ТВ-3

По поводу природы зла авторы не сильно заморачивались, тут все до ужаса банально. Жителям некоей далекой планеты теперь негде жить, и поэтому они решили захватить нашу. Но действуют они не сами, а чужими руками (потому что по уровню развития ушли далеко вперед). С помощью все того же коварного излучения превращают тех, кто за границами круга, в зомби, которые молча, с выпученными глазами и теми же автоматами Калашникова идут теперь в полный рост на аванпосты. Но один инопланетчик почему-то временно переходит на нашу сторону и все нам рассказывает - с теми же шипящими интонациями, с какими в известном мультфильме произносилась фраза "планета Шелезяка". Так возникает сверхзадача: надо уничтожить источник излучения, который окопался все в том же Кирове...

При всем внешнем дизайне и хайтеке (военные базы тут сияют, как галерея Марата Гельмана) это какой-то апокалипсис архаики и консерватизма. Военные в итоге обращаются за помощью чуть ли не к магам.

Все это было бы смешно, если бы не сотни жестоких и бессмысленных смертей в кадре (пусть и зомбированных, но все же наших сограждан, не правда ли?) В финальной сцене герои будут сотнями уничтожать уже самих инопланетян, прибывших на нашу планету в состоянии анабиоза. "Аня, брось топор", - кричит с мхатовскими интонациями репортерша Оля подруге, когда у нее заканчиваются патроны. Топор художественно летит через весь экран.

Героям фильма даже в голову не приходит сперва выяснить, как настроены инопланетяне. Может быть, для начала попытаться вступить с ними в контакт? Авторы смело переворачивают все известные доселе штампы научной фантастики - они заранее видят, так сказать, насквозь того, кто с мечом к ним пришел. Тут фильм вступает в заочную полемику с фильмом Федора Бондарчука "Притяжение" (2017), который сегодня кажется верхом человеколюбия: там инопланетяне в итоге оказались гуманнее и миролюбивее землян.

Ужасны не только герои фильма, но и внушаемые авторами идеи, не стесняющиеся своей кровожадности. Во-первых, мы имеем тут проповедь изначальной испорченности человека, что парадоксальным образом служит оправданием его же жестокости. Внушается - устами, правда инопланетянина - мысль о "неизбежности жертв". Враг может притвориться кем угодно, поэтому нельзя никого жалеть, всех нужно подозревать. "Война делает человека тем, кто он есть", "войны делают вас сильнее", "не будь жертвой, отомсти сразу всем". Круг жизни в итоге оборачивается горой трупов на его окраинах.

...В отличие от экранного, самый настоящий апокалипсис - в головах у авторов этого фильма, а также у актеров, которые соглашаются во всем этом играть. Все остальное на этом фоне кажется уже не таким страшным.



Андрей Архангельский, Коммерсант ру
45688 просмотров
23 ноября (сб) 2019
11 декабря (среда) 2019
Василий Степанович
шахты
45583 просмотра
11 декабря (ср) 2019
Юра
Не смотрю фильмы снятые в пепельных оттенках и в которых драконы летают. Аллергия. Из годных к просмотру за последний год жизни отметил для себя сериал "Ростов". Турки сейчас повадились снимать исторические фильмы про своих султанов. Тоже есть что посмотреть, но там очень много зависит от перевода. Некий "турок 1990" хорошо озвучивает, если попасть на него, смотреть можно.
45642 просмотра
11 декабря (ср) 2019
George
"Слуга народа." По истории снимают фильм. Нонсенс! По фильму делают историю. Хохлы придурки! Ржунимагу!
45675 просмотров
11 декабря (ср) 2019
23 декабря (понедельник) 2019
Василий Степанович
шахты
Российских зрителей "Ведьмака" разозлили чернокожие эльф и дриада
Российские интернет-пользователи раскритиковали в Twitter сериал ″Ведьмак″ из-за расового разнообразия актерского состава. Многих зрителей разозлили, в частности, чернокожие эльфы и дриады


Ну когда у них эльфов да гномов играют чернокожие - это ещё пол беды. Слова типа "эльф" да "гном" на цвет никак не указывают.
Но когда у них чернокожие играют БЕЛОснежек - это вообще уму не растяжимо!
Басурманы-то значения слов не понимают. Они даже разговаривать не умеют - постоянно мяукают, как будто они - не люди ни разу.
45853 просмотра
23 декабря (пн) 2019
6 января (понедельник) 2020
Юрий Степанович
Почему не поплыл "Одесский пароход"



Под Новый год анонс новой кинокомедии "Одесский пароход", снятой режиссёром Сергеем Урсуляком по мотивам произведений Михаила Жванецкого, разогнал ожидания публики до невероятной высоты. И сам режиссёр по фильму "Ликвидация" известен как мастер подачи одесской фактуры, и состав артистов звёздный и по тому же фильму известный, и автор интермедий и текстов давно стал живым классиком. Всё это давало основания для больших надежд и создавало интригу.

Однако судя по откликам, фильм не удался и вызвал разочарование. После серии искрометных и динамичных советских комедий, сделанных в условиях "тоталитарной совковой цензуры", снятый в условиях вольной воли фильм оказался банановой коркой, на которой поскользнулись создатели и воплотители. Фильм получился откровенно натужный и вызывающий скорее зубную боль, чем сочувствие и смех.

Понятно, авторы ставили задачу воплотить мягкий лиризм и ностальгию по добрым наивным временам с задачей выполнения идеологического заказа на умеренный, но чётко читаемый антисоветизм. Без этой приправы ни один фильм о советском времени не имеет шанса увидеть свет.

Но проблема в том, что оказалось возможным собрать в кучу массу талантов и всем вместе сделать провальную вещь. Судьба "Ликвидации" или "Иронии судьбы" "Одесскому пароходу" явно не светит. Его не то, что пересматривать не будут - его досмотреть до конца многие не смогли.

Многим не понравился откровенный стёб выросших и получивших бесплатное образование создателей над временем, в котром они состоялись и которое уже не может постоять за себя и упрекнуть во лжи. Сцены с плохой телефонной связью и ЧП в самолёте так явственно не соответствуют реальности того времени, что зритель чувствует себя соучастником чего-то постыдного. Он стесняется смеяться над этими сценами.

На самом деле это сейчас опасно летать на самолётах, а тогда как раз всё было вполне надёжно. Те, кто тогда жил и летал, подтвердят. Система гражданской авиации по уровню квалификации лётного состава и качеству работы техников не вызывала никаких страхов и аэрофобии.

Это сейчас летать - что играть в русскую рулетку. Но авторы не смеются над нынешним временем. Весь их сарказм нацелен туда, в свою советскую молодость и своё прошлое. Зачем? Денег не хватает?

Сцена с телефонным разговором тоже доведена до абсурда ради усиления смеха. У молодых реально возникает впечатление, что "в совке по батареям перестукивались". Да, наверное, были проблемы со связью, сейчас их не меньше, но проблемы эти были довольно редкие, и они были обусловлены тем уровнем технического прогресса, что был во всём мире, а не нашей отсталостью и криворукостью.

Жванецкий сконструировал вымышленную ситуацию, но в кино она стала типажом, обобщением картинки реальности. Все должны были узнать там себя - но почему-то никто не узнал. Положа руку на сердце, телефоны тогда работали вполне нормально.

Сцена с яблоками так сильно переиграна, что из комедии превращается в сцену бытового насилия над ребёнком. Так много там агрессии и так мало мягкого юмора.

Про сцену с участием Михаила Ефремова даже разных мнений не отмечено - все отметили откровенно угнетающее её воздействие и неприязнь к актёру, известному своим бытовым пьянством и своей ненавистью к России во все её исторические времена.

Но даже те сцены, в которых было можно прочесть мягкую иронию и лирику, сняты с разрывами в темпе, с провалами прямо по ходу сюжета. Между репликами - пустоты, сбои темпа, провалы ритма. Нет ощущения единого действия, вместо этого наспех сшитые отдельные фразы и реплики.

Актёрам играть явно тяжело, хотя они так профессиональны, что им, казалось бы, по плечу создавать динамику без монтажных склеек. Не было у них настроя, не было симпатии к героям. Вдохновения не было, как говорили когда-то в СССР.

Отдельной грустью воспринимаются откровенно глумливые сцены с хором, символом советской системы, замшелость и престарелость которой всячески подчёркивали тоскливые и немного свирепые лица поющих. Карикатурность усиливало выпяченное демонстрирование одинаковых орденов - намёк на брежневские атрибуты и возведение этого образа в символ эпохи.

Герои всех сюжетов - какие-то зощенковские типы, провинциальные мещане, либо немного кретины, либо алкоголики, либо аморалы. Весь фон соткан так, что молодняк верит: какое счастье, что они не родились в те кошмарные времена. Если даже современники так их рисуют, радуясь, что они закончились, то как им можно не верить?

Понятно, что пароход одесский, но герои там всесоюзные. Либо тупые нарьянмарцы, либо похотливые кавказцы, либо полукриминальные зубные врачи, либо вечно пьяные пролетарии, либо туповатые руководители.

И на этом фоне в толпе маразматичной родни молодые люди пытаются создать своё счастье, безнадёжность которого уже показана на примерах более старших героев.

Лучшей сценой фильма стали заключительные кадры разбора декораций. Вся это квазисоветская реальность - вымысел создателей от начала до конца. Понятно, что хотели показать ностальгию по общему доброму времени. Но ведь только что это время оплевывали с ног до головы, сделав из него карикатуру. Как же нам поверить в симпатию создателей?

Да, нельзя упрекать актёров, что за деньги они способны на любую низость. От актёров нелепо требовать морали. Актёр - это пустая форма, в которую содержание наливает режиссёр. Сегодня он играет героя, завтра злодея. Профессия учит в каждом образе находить отталкивающие и симпатичные черты. Ругать актёра можно лишь за незнание системы Станиславского и неумение перевоплощаться. Моральный облик актёра лучше не трогать, чтобы не разочароваться во всём человечестве.

Но то, что получалось у Жванецкого, не получилось у создателей фильма. Жванецкий мог быть необъективным, но не был злым, а фильм получился необъективным и со злостью. Смех и юмор утратили снисходительность и симпатию к героям и превратились в глумливый лживый стёб. В пасквиль. Система Станиславского не сработала: ничего симпатичного в героях и во времени актёры изобразить не смогли. Они их не любят, что и показали во всей красе, хотя, несомненно, Урсуляк ставил иную задачу.

Да, Жванецкий не случайно молчал в фильме на фоне разбора декораций старой Одессы. Его фигура была не просто грустной - она была трагической. Его Одессу уничтожили не современники, её уничтожил он сам и ему подобные. Те, кто писал, и те, кто смеялся над написанным.

Жванецкий был вместе со страной, в высмеивании которой он так здорово преуспел. Думал, что борется с недостатками, а получается, помог уничтожить свой дом. Который, несомненно, по-своему любил. Он не хотел так, но так получилось. И это уже его личная трагедия.

Будучи человеком умным, он, вероятно, это понимает. Но никогда не скажет вслух. Ибо это означает отречься от самого себя - того, который и стал знаменитым благодаря разрушительной силе своего сатирического таланта. Отречься и покаяться. Но не может этого сделать Михал Михалыч. Не по силам ему. И потому так безнадёжна, так грустна и опустошена его походка, так просителен его взгляд к потомкам. Возможно, я не прав, но мне хочется видеть в этом прощальном взгляде просьбу о прощении.

Откровенная политическая конъюнктура Урсуляка и вовсе убивает его как художника. Эта плакатно-лозунговая мораль в стиле кота Леопольда в финале фильма свидетельствует о вырождении режиссуры до уровня агиток. Фильм делали наспех, веря, что текстовый материал, известный наизусть всей стране, спасёт провалы игры и режиссуры. Не спас. Фильм стал неудачным капустником в исполнении профессиональных, но равнодушных актёров.

"Одесский пароход" не поплыл, он затонул под Новый год как "Титаник" или "Адмирал Нахимов". Ушло время для добрых и талантливых кинокомедий. Пришла эпоха злых и циничных деляг, утративших свой талант в погоне за деньгами, которые не пахнут. Оказалось, бывает, что пахнут - позором и утратой того, что не измеряется в деньгах - любви и уважения. Лучше бы этот фильм не делали.

Впрочем, положительный эффект от этого фильма есть. Это в большинстве своём негативная реакция зрителей. У них осталось ещё в душе что-то святое и просто чувство меры и реальности. Предателей нигде не любят, а когда человек предал самого себя, свою молодость и своё время, то он жалок и ничтожен. Именно об этом говорит фильм "Одесский пароход", и в этом оказалась его главная миссия.

Это единственный пароход, о котором никто не будет жалеть, что он утонул. Туда ему и дорога. А вот нам стоит задуматься о своём спасении.

© Александр Халдей
46130 просмотров
6 января (пн) 2020
Ясон
"Халдея слушай но желательно самому посмотреть."
Смотрю на боковом экране.
45817 просмотров
6 января (пн) 2020
Ясон
Неееее ребята, я давно говорил что руководство канала Россия нужно гнать.
Каюсь я был не прав.
Здесь нужен метод Георгия
Как Чаушеску - скороговоркой зачитать приговор выводить во двор
"Хрясь и нету!!!" Жорж
45814 просмотров
6 января (пн) 2020
Юра
Ну и как, рекомендуешь к просмотру? И очередное бондарчуковское великофантастическое фуфло (уже название забыл, типа этой как её
6 января 2020 в 17:23 Ясон пишет:
Я> "Халдея слушай но желательно самому посмотреть."
Я> Смотрю на боковом экране.

Ну и как, рекомендуешь к просмотру? И очередное бондарчуковское великофантастическое фуфло (уже название забыл, типа этой как её, гравитации, чи притяжения, чи вторжения что ли)) тоже посмотри, скажешь.
45948 просмотров
6 января (пн) 2020