Уже месяц бушует киевский майдан. Его постоянных участников наверное следует назвать майданщиками. Однако не я это слово выдумал. Оно издавна существует в украинской истории.
"Так этот самый Гришко-Горишевский - его уж я не помню, дед мне про него рассказывал - был сотником и принимал к себе всех разбойников и майданщиков.
- А что такое майданщики?
- А которых закуция на майдан посылала.
- Не понимаю.
- Закуция? Да это экзекуция, власти. Закуция состояла из головы, сотского, десятского писаря и добросовестного.
Идут они всей партией выколачивать подушное. Если не платит кто подушного в первый раз - арестуют. Если не заплатит во второй раз, а уже в тюрьме сидел, достанут сажи, натолкут ее, помешают с водой - да и давай ляпать по стенам и по одежде, по чем попало. И водят за собой тех, кого измажут. В третий раз берут недоимщика и ведут на большую дорогу, на перекресток. А на перекрестке лежат сваленные длинные дубы, и наддолблены в тех дубах дыры. И вот в дыру на дубе вставляют ногу неплательщика и прибивают ее бруском: вынуть нельзя. Много народу насадят и держат трое-четверо суток, даже зимой. Это называлось "на дубу".
В четвертый раз неплательщика забирают и ведут к дубу. А у дуба - ямы глубокие, над ямами перекинуты жердочки, а через жердочки перекинуты прутяные плетни. И вот в эту яму насадят битком недоимщиков, а затем навезут воды, и ходит "закуция" по плетням и поливает холодной водой тех, которые сидят в ямах. И продолжалось это от трех до пяти дней.
А уж если это не помогало, пороли жестоко и отправляли, пока не заработают подушного, на селитренные заводы на майданщину.
Так поступали с казаками.
Майданы были повсюду вокруг. Работа каторжная, каторжные порядки. Майданщик - было ругательным словом, уцелевшим и до меня. Единственный исход для майданщиков был побег в Таврию, или в донские и днепровские гирла, или к Гришко-Горишевскому.
В то время в Устивицах, близ села Сорочинец, Миргородского уезда, у него было большое имение. И стоял на сорочинской дороге столб, а в столбу проверчено шесть дырок. Это были условные знаки, которые понимали только те же майданщики.
Означали эти шесть дырок, что беглые, явившиеся в Устивицы, получают шесть лет панщины, если запишутся к Гришке в "пидсусидки", а через шесть лет переходят с потомством в крепостные: а бежать от Гришки было нельзя: у него были злющие-презлющие собаки, которые разрывали каждого прохожего. А ударить, ни одной собаки нельзя: кто ударил - сам пропал."
В.А. Гиляровский. По следам Гоголя Россия XIX-XX век Николай Васильевич Гоголь-Яновский Мемуары
Бедные люди. В стародавние времена прятались в донских и днепровских гирлах или "записывались к Гришке в "пидсусидки"", сегодня рвутся в ЕС. Сами научиться жить по человечески не могут. Так и остаются "майданщиками".