<= Перейти в тему форума
Так уж повелось у нас ещё с давних пор
16+
21 сентября (пятница) 2018
alexisiumus, Шахты.SU
Философия бытия
Так уж повелось у нас ещё с давних пор, что пророков и гениев отечественной науки чаще всего ценили и чтили зарубежные современники, а у нас – только после их смерти. Более того, их не просто не замечали на родине. Они в большинстве своём прошли через непризнание, непонимание, насмешки, обструкцию, а порой и гонения, репрессии. Удивительно ли, что при такой традиции многие достижения российской науки в большей степени являлись своего рода толчком для развития перспективных научных направлений на Западе. В России же новаторские идеи, технологии становились известны спустя много лет, зачастую после смерти или посмертной реабилитации их авторов. Можно много рассуждать об истоках, предпосылках такого чисто российского феномена – экономических, политических, культурологических. Но это предмет особого разговора.

Нам представляется важным подчеркнуть, что страница, которую ты, читатель, только, что увидел перед собой – одна из тех, которые приходят в нашу жизнь спустя много лет после её написания. В самом деле её автор – Р. Ф. Абдеев, кибернетик военно-космического НИИ, занятый созданием информационных моделей и средств управления пилотируемых КЛА, уже в 70-х годах подошёл к пониманию того, что многие новые процессы, происходящие в окружающем мире, нуждаются в принципиально новом философском осмыслении вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня всей человеческой цивилизации. По его мнению, на теорию развития следовало взглянуть с точки зрения её соединения с достижениями информатики, кибернетики, генетики, синергетики, микроэлектроники, экологии, уже тогда позволившими сказать о завтрашнем дне человечества как о цивилизации информационной. Проблемы мировоззренческого анализа нелинейных реальных процессов, выдвижение автором собственной концепции спирали развития способствовали не только новому взгляду на диалектику скачков и макродинамику процессов развития, но и раскрытию механизмов самоорганизации как социума, так и материи. Это позволяло выявить как новую методологию познания механизмов ускорения темпов общественного развития, так и инструментарий, при помощи, при помощи которого оно может быть итенсифицыповано. Казалось бы, в подобном исследовании были заинтересованы прежде всего те, кто громче всех и практически ежедневно возвещал о борьбе за построение нового типа общественных отношений. Но, как оказалось, забота об этом провозглашалась лишь на словах. На деле же догматизм в науке, унификация и крайняя идеологизация духовной, всей общественной жизни, политическая и идейная монополия вели не к прогрессу, а к застою, упадку и регрессу. На доли долго говорить о том, что при таком отношении философия информационной цивилизации не была нужна властям. Но не нужна была она и тем, кто в академических мантиях выступал не более как комментатором классиков марксизма и «исторических решений КПСС». Удивительно ли, что вместо «общества светлого будущего» мы оказались в результате у края пропасти, отставшими на много лет от многих стран, на затворках мирового общественного прогресса.

Перед читателем предстаёт сегодня не просто общая идея, концепция философии информационной цивилизации, каковой она была у Р. Ф. Абдеева в конце 70-х – начале 80-х годов. Перед нами целостный, полный итог более чем двадцатилетних системных исследований, проведённых автором в области как философии, так и естественных наук, -- труд, который впервые увидел свет лишь сейчас. Кто-то может не соглашаться с отдельными положениями этой работы или даже с её концепцией в целом. Но, извлекая уроки из недавнего прошлого, давайте помнить о главном – истина рождается лишь в

творческом поиске, научной дискуссии, сопоставлении различных точек зрения. Одну из них – выстраданную, оригинальную, крайне интересную и перспективную – предлагает Вашему вниманию гуманитарный центр «ВЛАДОС».
2204 просмотра
21 сентября (пт) 2018