<= Перейти в тему форума
вся страна наша была тогда сплошной Ржев
16+
30 июня (вторник) 2020
бонч - бруевич, Шахты.SU
Стихи
вся страна наша была тогда сплошной Ржев
30 июня 2020 в 18:45 Старый воробей пишет:
Св> С уважением отношусь к творчеству
Св> Р.Рождественского. Только, на мой взгляд, в
Св> приведённом стихотворении слишком много патетики.
Св> У Твардовского жгучая правда, боль за погибших и
Св> уверенность, что потери были не напрасны, что их
Св> подвиг не забудут.

вся страна наша была тогда сплошной Ржев.
Я упоминал уже: моя мать без слёз не могла вспоминать, как в похоронной команде видела убитого молоденького бойца с куском хлеба в кармане. Вот жгучие правда и патетика.

Заслоны, оставляемые на смерть при выходе их окружения – это и жгучая правда и жгучая патетика.
Грош цена докладу о сражении без правды, а песне о погибших без патетики.

Вот песня горца из «Хаджи Мурат» Л. Н. Толстого:
Голос у Ханефи был высокий тенор, и пел он необыкновенно отчетливо и выразительно. Одна из песен особенно нравилась Хаджи-Мурату.
Песня была такая:
«Высохнет земля на могиле моей — и забудешь ты меня, моя родная мать! Порастет кладбище могильной травой — заглушит трава твое горе, мой старый отец. Слезы высохнут на глазах сестры моей, улетит и горе из сердца ее.
Но не забудешь меня ты, мой старший брат, пока не отомстишь моей смерти. Не забудешь ты меня, и второй мой брат, пока не ляжешь рядом со мной.
Горяча ты, пуля, и несешь ты смерть, но не ты ли была моей верной рабой? Земля черная, ты покроешь меня, но не я ли тебя конем топтал? Холодна ты, смерть, но я был твоим господином. Мое тело возьмет земля, мою душу примет небо».

Кто скажет, что это патетика, тот будет неправ.
Очень неопределённое слово «патетика»… почти ругательное.

«В бой идут одни старики» - этот фильм знакомый назвал патетикой. А это и есть жгучая патетика о жгучей правде!

Вот стихотворение «якобы» без патетики:

Е. ЕВТУШЕНКО

СВАДЬБЫ

О, свадьбы в дни военные!
Обманчивый уют,
слова неоткровенные
о том, что не убьют...
Дорогой зимней, снежною,
сквозь ветер, бьющий зло,
лечу на свадьбу спешную
в соседнее село.
Походочкой расслабленной,
с челочкой на лбу
вхожу,
плясун прославленный,
в гудящую избу.
Наряженный,
взволнованный,
среди друзей,
родных,
сидит мобилизованный
растерянный жених.
Сидит
с невестой - Верою.
А через пару дней
шинель наденет серую,
на фронт поедет в ней.
Землей чужой,
не местною,
с винтовкою пойдет,
под пулею немецкою,
быть может, упадет.
В стакане брага пенная,
но пить ее невмочь.
Быть может, ночь их первая -
последняя их ночь.
Глядит он опечаленно
и - болью всей души
мне через стол отчаянно:
"А ну давай, пляши!"
Забыли все о выпитом,
все смотрят на меня,
и вот иду я с вывертом,
подковками звеня.
То выдам дробь,
то по полу
носки проволоку.
Свищу,
в ладоши хлопаю,
взлетаю к потолку.
Летят по стенкам лозунги,
что Гитлеру капут,
а у невесты
слезыньки
горючие
текут.
Уже я измочаленный,
уже едва дышу...
"Пляши!.."-
кричат отчаянно,
и я опять пляшу...
Ступни как деревянные,
когда вернусь домой,
но с новой свадьбы
пьяные
являются за мной.
Едва отпущен матерью,
на свадьбы вновь гляжу
и вновь у самой скатерти
вприсядочку хожу.
Невесте горько плачется,
стоят в слезах друзья.
Мне страшно.
Мне не пляшется,
но не плясать -
нельзя.
1955 г.
(так писал поэт до отъезда в Америку)
50972 просмотра
30 июня (вт) 2020