<= Перейти на главную страницу портала
Шахты.SU. Шахтинские известия.
16+
7 августа (вторник) 2007
Вера Донскова. Родной край.
Город на семи холмах

В продолжение темы о реках, протекающих через город Шахты, сегодняшний мой рассказ будет о пятой реке - Аюте, исток которой находится в балке Пушкина, что недалеко от хутора одноименного с ней названия.

По пути от истока до поселка Аютинский река Аюта принимает в себя воды нескольких маленьких речушек. И впадает в Грушевку примерно в районе 3-го отделения совхоза 'Кадамовский'.

Речка Аюта очень извилиста, берега ее довольно живописны в некоторых местах.

Поселок Аютинский в настоящее время является составной частью города Шахты и располагается на месте прежнего калмыцкого кочевья.

У многих читателей может возникнуть вполне резонный вопрос: 'Откуда в наших донских степях калмыцкое кочевье?'. Конечно же, я искала объяснение этому. Прочитала много литературы по истории Дона, и ответ был найден.

Оказывается, в пределах Дона и Волги калмыки появились в первой половине XVII века. Тайша (князь) одного из калмыцких племен Хо-Урлюк, не желая подчиняться главе Ойратского Союза хану Харакулле, человеку деспотичному и злопамятному, ушел в Сибирь со своими улусами еще в 1608 году. Его послы прибыли в пограничный русский город Тара и заявили воеводам, что их князь, достопочтенный Хо-Урлюк, бьет челом Московскому царю. И просит принять его вместе с улусами в российское подданство.

Но для самой России в эти годы наступило тяжелое время. Историки назвали его 'смутным'. В связи с этим принятие калмыков в состав Русского государства было отложено на годы. За это время калмыки дошли до правобережья Волги, где и образовали калмыцкое ханство. Калмыки изгнали ногайцев из приволжских степей, чем оказали большую помощь России.

В 1613 году на Московский трон был избран 16-летний Михаил Федорович Романов. Постепенно положение в России стабилизировалось, и власть вспомнила о калмыках. В 1616 году государь Михаил Федорович направляет к калмыкам своих людей: донского казака Ивана Куницина и литвина Томилу Петрова. К этому времени князь Хо-Урлюк умер и о желании калмыков принять русское подданство заявил тайша Багатур. И лишь в царствование Алексея Михайловича, точнее - в 1669 году, сын князя Хо-Урлюка - тайша Дайчин клянется от имени всех калмыков верой и правдой служить России.

Калмыки осели на Волге, в ее низовьях, а также на Дону, Салу, Сарпе, Маныче и Куме, а также и на западном побережье Каспия. Именно эти земли, по указу царя Алексея Михайловича, были закреплены за калмыками.

Калмыки, кочевавшие в придонских степях, в 1661 году направили своих послов в Черкасск, возглавлял их Батырша Янгильдеев. Целью прибытия на Дон представителей тайши Дайчина было заключение договора о дружбе и взаимопомощи с донцами в борьбе против Турции, ногайских орд и Крымского ханства.

Во время этого приезда калмыцкие послы передали всех вызволенных из турецкой неволи россиян и казаков. В ответ Черкасск направляет к князю Дайчину своих людей - старшин Степана Разина и Федора Будана. И договор о дружбе и взаимопомощи между калмыками и донскими казаками был подписан.

Вообще русские цари, начиная с Михаила Федоровича Романова, видели в калмыках силу, способную охранять восточные и южные рубежи государства. С конца XVII века за заслуги перед Россией калмыки стали получать жалование за службу деньгами, мукой, вином, овощами, тканями и боеприпасами. А в 1694 году казаки прибавили годовое жалование калмыкам до 500 рублей каждому воину.

Петр I, после неудачного похода на Азов в 1695 году, обратился за помощью к калмыкам. И, конечно же, калмыки помогли одолеть турок и в пылу боя, при повторном штурме Азова, был слышен их боевой клич 'Уралан!', что по-русски означает 'Вперед!'. Благодаря калмыкам, при повторном штурме Азова, была уничтожена турецкая гвардия - янычары.

Убедившись в надежности калмыков, Петр Великий, отправляясь с 'Великим посольством' за границу, поручил калмыцкому хану Аюке охрану южных и юго-восточных рубежей государства.

В мирное время калмыцкие кочевья московские власти обозначали, как военно-казачьи поселения. Еще с 1694 года донским калмыкам был дан статус казачества с обязательным привлечением их к военной службе в Войске Донском. Благодаря своей мобильности, калмыки успешно охраняли южные и восточные границы России, важные государственные тракты и, по мере расширения территории государства, направлялись на охрану новых границ.

Примером этого может служить такой факт. После победы под Азовом 18 июня 1696 года, Петр I прибыл в Черкасск и вместе с казаками отпраздновал это событие. В честь взятия Азова был произведен в Черкасске салют - первый победный салют в России.

В этот свой приезд царь повелел проложить почтовый тракт через Черкасск на Воронеж. Охрана и обслуживание этой важной дороги были поручены казакам и калмыкам. Вот тогда и было направлено несколько калмыцких улусов на охрану определенного участка государственного почтового тракта - туда, где сейчас находится поселок Аютинский, и до впадения Аюты в Грушевку, и важная до сих пор для России дорога (автотрасса Дон).

В те далекие годы калмыки дали названия до тех пор безымянной речке, протекавшей по территории кочевья, назвав ее Аютой. Калмыки, в массе своей, были буддистами и, по древнему преданию этого народа, они должны были найти землю, похожую на Аютию - что означает райскую, богатую водой, травой, где можно выпасать скот почти круглый год, а зимы должны быть короткими и относительно теплыми.

Калмыкам очень понравилась природа нашего края. Они посчитали, что попали (в их смысле) в рай, где сыты стада, да и людям хорошо живется. И назвали реку Аютой. Отсюда и их кочевье стало называться Аютой.

Прошли годы. Границы России продвинулись на юг и юго-восток. Отпала необходимость в охране важного государственного тракта, и калмыки ушли на охрану новых границ России в Ставропольский край.

Новые насельники бывшего калмыцкого кочевья оставили прежнее название этих мест и назвали свое поселение Аютинским.

P.S. В Энциклопедии есть такое объяснение слову 'Аютия'. Город этот был столицей Тайланда с 14 по 18 век н.э. и был разрушен бирманцами в 1767 году. В 19 веке рядом с его развалинами, заросшими джунглями, возник новый город с таким же названием.

Если у кого-то из читателей газеты 'Российский Донбасс' есть карта города, то, развернув ее, вы можете увидеть на ней курган Калмык, что подтверждает все выше написанное мной. Считается, что когда-то на кургане стояла вышка, на которой сторожа зажигали огонь в случае тревоги, тем самым предупреждая всех жителей казачьих городов и калмыцких кочевий о приближающейся опасности.

Но есть, кстати, предание о том, что там похоронен воин-калмык, который не дал ногайцам потушить сигнальный огонь на вышке.

Не забывайте, уважаемые читатели, что в начале XVIII века граница России проходила недалеко от станицы Аксайской, и со стороны турок, ногайцев в любой момент были возможны военные действия:

5958 просмотров
7 августа (вт) 2007
8 августа (среда) 2007
Юс
Никогда не задумывался, почему "Аютинский"?Терь понятно...
3386 просмотров
8 августа (ср) 2007
Лёля
Спасибо вам Вера Донскова за эту статью я живу в этом поселке и было очень интересно узнать истрорию родного поселка,у меня многие спрашивали почему такое название у поселка теперь я знаю что им ответить.
3387 просмотров
8 августа (ср) 2007
ARTS old-1264
Леля, тебе нужно было просто написать "Моя благодарность не знает границ...", это было бы немножко короче.)))))
3409 просмотров
8 августа (ср) 2007
VA
А мне кто-то рассказывал версию другую:
Жил в этих местах какой-то Хан, у которого была дочка по имени Аюта (ударение на "ю" кажется). Однажды она утонула в этой реке, которая была намного шире и глубже, чем сейчас. Тогда-то и решил этот хан назвать эту реку-безымянку Аютой.
3429 просмотров
8 августа (ср) 2007
Romario
Насчет второго варианты тоже слышал про Хана с дочкой. Про первуюверсию впервые
3442 просмотра
8 августа (ср) 2007
Юрий Степанович
И ещё добавить ..в пределах разумного
> Леля, тебе нужно было просто написать 'Моя благодарность не знает границ...',
И ещё добавить: "..в пределах разумного!"
3487 просмотров
8 августа (ср) 2007
9 августа (четверг) 2007
Юс
У меня в Аютинском родственники живут, люблю я этот поселок, привет школе ? 49!!!
3462 просмотра
9 августа (чт) 2007
13 августа (понедельник) 2007
ёрш
Не знаю правда или нет но говорят что раньше по Аютинке параходы плавали а сейчас совсем обмельчала
3469 просмотров
13 августа (пн) 2007
Юра
По Аюте пароходы плавать не могли. Речка маленькая и большой быть не могла, просто - нет крутых берегов. Вот Грушевка могла быть раньше судоходной. В 50-е годы в ней купались как в Дону и метровые сомы водились.
3474 просмотра
13 августа (пн) 2007
Юс
Не у всех речек крутые берега,что по Аютинке баржи ходили, слышал от стариков, размеров барж правда не знаю....
3504 просмотра
13 августа (пн) 2007