<= Перейти на главную страницу портала
Шахты.SU. Шахтинские известия.
16+
14 мая (понедельник) 2018
RostovGazeta. Проблема.

Мусорная реформа забуксовала в Ростовской области

Со следующего года в РФ вводится новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Однако эксперты сомневаются, что она действительно начнёт работать в срок в Ростовской области. Кто впредь будет зарабатывать на утилизации отходов и что будет со свалками в регионе, разбирались корреспонденты RostovGazeta.

Новый подход

С 1 января 2019 года область будет поделена между восемью межмуниципальными экологическими отходоперерабатывающими комплексами (МЭОК), которые организуют систему обращения с отходами. Такие комплексы будут созданы в Неклиновском, Красносулинском, Волгодонском, Миллеровском, Морозовском, Мясниковском, Новочеркасском и Сальском районах. В составе МЭОК планируется строительство восьми новых полигонов (старые будут рекультивированы), 34 мусороперегрузочных станций, 10 мусоросортировочных и семи мусороперерабатывающих комплексов. Совокупный объем инвестиций, согласно отчету регионального министерства ЖКХ, составит около 7,8 миллиарда рублей.

На недавней пресс-конференции министр ЖКХ региона Андрей Майер заверял, что все они будут готовы к концу года. Правда, до этого запуск комплексов планировался ещё раньше ― к концу 2015-го, затем операторов для всех восьми МЭОК пообещали выбрать до конца 2017-го, а запустить заводы по мере их готовности уже с 2018-го.

"Буксуем не только мы (Ростовская область – прим. ред.) как субъект ― буксуют субъекты. Когда определялись первоначальные сроки, из 85 субъектов было готово только порядка шести", ― говорит замминистра ЖКХ Ростовской области Ирина Ялтырева.

Ялтырева заверила, что в регионе подготовлена вся база для запуска систем. "В сентябре Новочеркасский и Волгодонской МЭОК начнут свою работу, в октябре заработают следующие четыре, и в декабре включится в работу Сальский МЭОК", ― отметила она.

Однако, по мнению экспертов, есть вероятность, что некоторые комплексы вовсе не начнут свою работу.

Жители против

Как рассказал координатор проекта Общероссийского народного фронта "Генеральная уборка" в Ростовской области Алексей Мирошниченко, Неклиновский МЭОК до сих пор не подготовлен к запуску. В состав этого комплекса, согласно территориальной схемы обращения с доходами, входит мусороперегрузочная станция в Синявском сельском поселении. Однако она до сих пор не построена. Подтверждает его слова и глава Синявского сельского поселения Лариса Ермолова.

"Я работаю больше года, но при мне эта тема не поднималась. Завод на территории Синявского сельского поселения не строится и, насколько я знаю, не планируется. Хотя в 2015-2016 годах этот проект обсуждался", - сообщила она.

По словам Мирошниченко, люди не захотели, чтобы рядом с ними находились такие заводы. "В территориальной областной схеме значится Синявское сельское поселение. Но при этом были публичные слушания с гражданами, которые выступили категорически против станции. Местные депутаты приняли решение о том, чтобы не разрешать на этой территории размещать МЭОК", ― отметил он.

Активист добавил, некоторые мусорные полигоны Неклиновского комплекса по территориальной карте попали во взлетно-посадочную зону аэропорта Платов, где никаких посторонних объектов быть не должно. "Соответственно, там они точно созданы не будут. А где сейчас будет Неклиновский МЭОК, информации нет никакой", ― говорит Мирошниченко.

По мнению депутатов, из-за сопротивления людей сейчас очень сложно найти землю для строительства объектов МЭОК.

"Я уже восемь лет слушаю, что будут построены мусороперерабатывающие заводы, но их никогда не построят. Либо построят, но не в ближайшем будущем. Под них даже до сих пор землю не могут отвести – люди сопротивляются, они не хотят у себя под боком мусороперерабатывающие заводы", ― комментирует ситуацию лидер коммунистов Законодательного собрания Ростовской области.

По словам руководителя фракции "Справедливая Россия" в Заксобрании области Сергея Косинова, люди сопротивляются в Миллеровском, Красносулинском, Цимлянском, Орловском районах. Из-за этого реальная работа по переработке мусора в Ростовской области до сих пор не начата.

"Пока ни проектов мусороперерабатывающих заводов, ни самих заводов в перспективе не вижу. Люди выступали против строительства. Для человека слово "мусор" значит, что здесь будет вонь, грязь, мухи, всё будет гореть", ― полагает Косинов.

Опасения населения могут быть небеспочвенными. Как поясняет доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования Южного федерального университета Олег Хорошев, поскольку земля в Ростовской области очень дорогая, инвесторы могут пренебречь строительными нормами, регламентирующими отдаленность мусороперерабатывающих заводов от жилых домов.

"Когда строят заводы, закладывают санитарно-защитную зону ― то есть строят на отдалении от жилых домов. Этот норматив нельзя нарушать, но неизвестно, будет ли он соблюдён в условиях дорогой земли. Есть вероятность, что построят завод там, где просто смогли купить участок", ― рассуждает Хорошев.

Побег региональных операторов

Для обеспечения работы межмуниципальных мусороперерабатывающих комплексов должны быть выбраны региональные операторы. Это компании, которые в пределах своего МЭОК будут контролировать сбор, транспортировку, переработку и захоронение мусора. По словам замминистра ЖКХ Ирины Ялтыревой, договор подписан уже с пятью региональными операторами. Это "Экоград-Н" в Новочеркасском МЭОК, "Экосервис" в Миллеровском МЭОК, "Экоцентр" в Волгодонском МЭОК, "Экострой-Дон" в Красносулинском МЭОК и группа компаний "Чистый город" в Мясниковском МЭОК.

Некоторым из этих компаний не так давно пришлось выступать ответчиками в Арбитражном суде по разным делам. В частности, в отношении "Экострой-Дон" был подан иск из-за негативного влияния на окружающую среду. Компания должна была выплатить 5,8 миллиона рублей, но окончательно этого не сделала из-за отсутствия средств. А в начале апреля ростовским "Водоканалом" был отозван иск в отношении "Экоцентра" о взыскании задолженности.

Конкурсы на выбор регионального оператора проводились с конца 2017-го. Примечательно, что в конкурсе на каждый отходоперерабатывающий комплекс участвовало по одной компании. При этом у Федеральной антимонопольной службы вопросов к такому проведению конкурсов не возникло.

"Существует постановление правительства, согласно которому при соответствии единственного участника требованиям документации он автоматически признается победителем. С нашей точки зрения, нарушений нет. Единственная компания подала документы, никто больше не захотел", - прокомментировала ситуацию пресс-служба ФАС.

К 1 мая власти региона были намерены подписать соглашения с оставшимися тремя регоператорами. "В этом плане рисков, что мы не выполним требования федерального законодательства, нет", ― заверяет замминистра ЖКХ Ирина Ялтырева. Её слова ставит под сомнение координатор проекта от ОНФ Алексей Мирошниченко.

"Проводится конкурс, выбирается региональный оператор, но при этом непонятно, где будут МЭОК, в каком масштабе они будут сделаны. Нет понимания, что же будет являться конечной обязанностью регионального оператора", ― заявляет он.

Кроме того, существует прецедент, когда уже выбранный оператор впоследствии просто отказался работать на закреплённой за ним территории. Это произошло в Морозовском межмуниципальном комплексе, в который входят Морозовский, Тацинский, Советский и Обливский районы.

"Заходил один региональный оператор и сбежал. Их не устроили тарифы на переработку, на сбор, на утилизацию твёрдых коммунальных отходов. Они хотели быть концессионерами, планировали в городе Морозовске строить мусороперерабатывающую станцию. Ничего этого нет пока", ― рассказал замглавы Обливского района Александр Герасимов.

Осложняет ситуацию ещё и то, что несмотря на то, что Морозовский МЭОК - не самый большой в регионе по числу населенных пунктов, в него входящих (215 населенных пунктов в пяти муниципальных образованиях; для сравнения Миллеровский МЭОК включает 472 населенных пункта), однако данные посёлки расположены далеко друг от друга. Из-за этого, считают активисты, тариф на вывоз мусора для населения окажется завышенным. При этом строить полигоны в каждом районе нерентабельно. Власти решили урегулировать ситуацию путём уменьшения норм накопления.

"Это не добавляет желания региональному оператору дальше в этом участвовать. Потому что норма накопления маленькая, а по факту мусора больше. Концессии на сегодня в Морозовском МЭОК не предусматривается, то есть восполнять потери, выпадающие региональному оператору, никто не будет", ― прокомментировала ситуацию директор ООО "МЭОК" Светлана Костанян.

Именно эта организация должна была стать регоператором Морозовского МЭОК. На сегодня все работы ООО "МЭОК" по реализации "мусорной" реформы на территории этого комплекса заморожены.

Из-за подобной неопределенности возникают затруднения и у инвесторов.

"На строительство МЭОК идет 1-3 миллиарда рублей. Инвесторам надо понимать сроки, логистику, как это будет отбиваться. А у нас сейчас конкретики никакой нет. Поэтому есть сомнения, что даже полноценные три МЭОК заработают", ― объясняет представитель Общероссийского народного фронта.

Среди обсуждаемых предложений – создание мусороперерабатывающего завода сразу на несколько районов, но, по словам главы Орловского района Евгения Колдяжного, пока этот вопрос остается на стадии рассуждений. По мнению депутата Сергея Косинова, для того, чтобы привлечь инвестора, надо привести в порядок дороги, пересмотреть систему налогообложения и предоставить им хотя бы на начальном этапе какие-то льготы. "Пока эти вопросы не увязаны, ничего не решится", ― подытоживает Косинов.

Без мусора

В рамках "мусорной реформы" должны быть ликвидированы все стихийные полигоны и рекультивированы некоторые из тех, которые входят в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Однако рекультивация не всегда дает положительный результат.

Так, по словам Косинова, в посёлке Самарском Азовского района в рамках реформы ликвидировали мусорный полигон, что привело к росту стихийных свалок в округе. "В Самарском Азовского района рядом был полигон, и все свозили отходы туда. Сейчас его закрыли, и машины должны вывозить этот мусор в Азов. Никто никуда, естественно, не возит. Всё вываливают в лесопосадку: и жидкие бытовые отходы, и твердые, самосвалами вываливают строительный мусор", ― рассказывает Косинов.

После рекультивации свалки из люминесцентных ламп на границе Красносулинского района и Новошахтинска, по словам координатора проекта "Генеральная уборка" Алексея Мирошниченко, на данной территории снова начали появляться свалочные очаги. Свалка во второй раз была взята под контроль активистами.

Власти Неклиновского района продолжают игнорировать федеральный проект: из 14 несанкционированных свалок, попавших на интерактивную карту, была ликвидирована только одна, хотя Мирошниченко отмечает, что ситуация в данном районе не самая сложная.

Завалы строймусора тянутся по федеральной трассе М-4 на протяжении нескольких километров на подъезде к городу Ростову-на-Дону со стороны Батайска, а два полигона в Азовском и Каменск-Шахтинском районах и вовсе горят.

Однако самая сложная ситуация, пожалуй, складывается вокруг полигона в городе Таганроге Ростовской области. Свалку в центре города уже давно должны были рекультивировать, она закрыта по решению суда, но машины все равно продолжают свозить сюда мусор. "Вроде как землю отвели, деньги под это дело заложены, но ничего там не происходит. Как возили по старой схеме на этот полигон, так и возят", - подчеркнул Косинов.

По словам Мирошниченко, рекультивация таганрогского полигона дорого обойдется областному и муниципальному бюджетам.

"По рекультивации работа может идти только в режиме софинансирования, потому что объём идет на сотни миллионов рублей. Мэр города говорил, что город сможет это потянуть, только если будут привлечены федеральные деньги. Есть перспектива, что федерация деньги выделит", ― заявил он.

Мирошниченко считает, что при этом у федерального центра едва ли найдутся средства на ликвидацию всех полигонов Ростовской области. Он добавил, что у региональных операторов будут полномочия убирать стихийные свалки, но платить за это всё равно будет муниципалитет.

"Муниципальные власти должны понимать, если они не будут работать на предотвращении стихийных свалок, то это может очень дорого обойтись. Надо проводить рейды, чипировать автомобили, чтобы было видно, куда едет автомобиль с мусором", ― предложил Мирошниченко.

На данный момент в Ростовской области находится по разным данным от 25 до 38 полигонов. Среди них есть два, на которых, по данным министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, зафиксировано вредное воздействие на окружающую среду. Один из таких полигонов находится недалеко от Сальска, а второй – в Орловском сельском поселении.

Согласно нормам СанПИН, полигоны должны находиться за пределами населённого пункта и не ближе 500 метров от жилых застроек. В Донецке полигон находится на расстоянии 550 метров от жилого сектора, а полигон в Целинском районе – в 505 метрах от посёлка Целина. Большинство официально зарегистрированных свалок Ростовской области находится не дальше пяти километров. Ближайший к Ростову-на-Дону полигон находится в двух километрах от города.

На недавней встрече с активистами Народного фронта губернатор Ростовской области Василий Голубев призвал глав муниципалитетов активизировать борьбу со свалками в регионе с тем, чтобы не замусорить всю область до такой степени, что никакие МЭОК с ситуацией не справились бы.

Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты в Телеграме: https://t.me/shahtysu
2644 просмотра
14 мая (пн) 2018