Понятие целибата, как правило, связано с духовными лицами. Однако обет безбрачия в истории касался не только их
Понятие целибата, как правило, связано с духовными лицами. Однако обет безбрачия в истории касался не только их. В XIX и начале XX века его должны были соблюдать учительницы. Почему данная профессия обязывала женщин, ее избравших, отказываться от личной жизни? И как к этой обязанности относились сами учительницы?
На территории Чехии, входившей тогда в состав Австро-Венгерской монархии, целибат для женщин-учителей был узаконен в конце января 1903 года, когда было решено, что если учительница выходит замуж, она добровольно отказывается от своей профессии. На территории Моравии учительницы по закону должны были соблюдать безбрачие с декабря 1904 года, в Силезии – с ноября 1901 г. Существовало единственное исключение на территории Силезии освобождались от безбрачия учительницы рукоделия.
«Обязанность держать целибат касалась не только учительниц в Чехии, она распространялась также и на женщин-учителей в ряде стран Западной Европы, например, в Англии. Что же касается австро-венгерской среды, целибат был узаконен здесь в 1903 году. Однако, уже ранее действовало неписанное правило, что учительницы не выходили замуж. Если женщина шла работать, то это воспринималось так, что ее личная жизнь не сложилась, и она ищет источник средств к существованию, которым была профессия. Принятый закон гласил, что если женщина выходит замуж, то она уже не может далее посвящать себя работе учителем. Причиной для введения этого закона являлись опасения конкуренции на рынке труда. К работе учителем проявлялся значительный интерес, и в случае, если бы были трудоустроены оба супруга, это выходило бы за рамки привычных устоев. Когда женщина выходила замуж, считалось, что с этого момента она находится на обеспечении мужа», - рассказывает историк Мария Багенска из Института Масарика и Архива Академии наук Чешской Республики.
Общество XIX века функционировало таким образом, что кормильцем семьи считался мужчина, он же являлся и представителем семьи перед законом. Женщина была тем, кто обеспечивал функционирование домохозяйства. Поэтому девочка с детства воспитывалась с осознанием того, что она должна стать хорошей женой, матерью и хозяйкой. Однако работать женщине среднего класса не полагалось. Лишь немногие женщины имели в XIX веке оплачиваемую работу, в основном они происходили из более бедных семей и зарабатывали на жизнь горничными, швеями или кухарками. Помимо прочего, в то время в обществе господствовало мнение, что работа может отвлекать женщину от семьи, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства.
«Так что, можно сказать, что обет безбрачия для учительниц был связан, прежде всего, с экономическими и практическими вопросами. Напротив, женщины были весьма востребованы в учительской профессии, потому что ее прирожденной способностью и предназначением является заботиться и воспитывать детей. Если же ей не удастся выйти замуж и иметь собственных детей, то свои способности она может реализовать в профессии учительницы».
Поскольку многие учительницы получили образование в монастырской среде, целибат был для них естественным, и они не видели проблемы в его соблюдении. Однако, существовала и другая группа женщин-учителей, оказавшихся под влиянием волны феминизма, которые утверждали, что можно совмещать профессиональную и семейную жизнь. Эта группа писала петиции и критические статьи в газеты и журналы. Однако долгое время их взгляды не были услышаны и поняты.
«Попытки отменить целибат учительниц предпринимались уже незадолго до Первой мировой войны. Они апеллировали к тому, что это дискриминационная мера, направленная против одной-единственной профессии. Кроме того, женщины в данной профессии ставились в невыгодное положение еще и потому, что получали меньшую надбавку, в отличие от мужчин-учителей, которым платили больше, потому что они содержат семью. Получался зачарованный круг. Женщины говорили, что с радостью вышли бы замуж, чтобы получать надбавку, но закон им этого не позволял. Более интенсивная борьба за упразднение целибата началась вскоре после основания Первой Республики. Учительницы указывали на параграфы Конституции и высказывание президента Масарика о том, что мужчина и женщина равны во всех областях жизни, а закон о целибате отрицал это высказывание», - продолжает историк Мария Багенска.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Против целибата учительниц активно выступала учитель, член Парламента и сенатор Франтишка Пламинкова. Предложение об отмене обета безбрачия для женщин-учителей было сделано в 1919 году Алоисом Конечным, вице-спикером Парламента и завучем, который разработал его вместе с Франтишеком Хаузером, Йозефом Смрткой и Франтишкой Земиновой. Летом того же года целибат учительниц был отменен.
«Несмотря на то, что целибат учительниц был отменен в 1919 году, тем не менее, ряд учительниц все же не выходили замуж, потому что эта профессия продолжала восприниматься как служба обществу, которая учительницу всецело поглощает и занимает много времени. Помимо обучения детей они часто были писательницами, вели активную общественную жизнь, занимались благотворительностью. Они осознавали, что объединить столь трудоемкую профессию с замужеством очень сложно», - заключает историк Мария Багенска.
Ольга Васинкевич, Радио Прага