<= Перейти на шахтинский форум
Загадки нашего городка
16+
7 февраля (четверг) 2019
бонч - бруевич
Полноводность Грушевки понятие относительное
6 февраля 2019 в 21:17 Штейгер пишет:
Ш> я вовсе не утверждал, что
Ш> плотину взрывали каждый раз, как на Урале.
Ш> Я лишь высказал предположение о преодолении
Ш> маловодной части Грушевки при транспортировке
Ш> угля. Где заканчивался маловодный участок
Ш> Грушевки? Возможно, ниже Каменоломни, где впадают
Ш> Атюхта и Семибалочная. Возможно, это Казачьи
Ш> лагеря, где впадает Аюта. Грушевка и сейчас ниже
Ш> Казачьих вполне полноводна.

Полноводность Грушевки понятие относительное, а судоходный её участок начинается с впадения её в Дон под Аксаем - через Тузлов-Аксай. Атюхта впадает в Грушевку сразу за железной дорогой ближе к стадиону, там родник у Белой Горки. Семибавлочную, на выезде из Каменоломен (на геодезических картах река Маскимовка) и речкой назвать неудобно - до сих пор она просто "балка".
Мы пацанами излазили Грушевку до Казачьих Лагерей - нигде даже лодок нет - рыбалка вброд по колено, у камышей по пояс-по грудь. Тогда пригородная "козочка" бегала - на подножках хоть до самого Ростова!
Купались и у Грушевского моста, и в Каменоломнях у стадиона - с моста и с крутого бережка прыгали - кто "ласточкой", кто"бомбочкой", но потом все заилилось.
В 50-х у Дорурса была немудрёная плотина - запруда длиной метров сто-двести, воды по грудь - кто постарше подныривали и щипали местных девок!
Из-за достаточного уклона местности уровень воды запрудами можно поднять на протяжении сто-двести метров, а дальше волоком!
Т. е. есть я хочу сказать и говорю - судоходность Грушевки - миф!
37887 просмотров
7 февраля (чт) 2019
Старый воробей
Что-то новое в географии
7 февраля 2019 в 08:58 бонч - бруевич пишет:

бб> Полноводность Грушевки понятие относительное, а
бб> судоходный её участок начинается с впадения её в
бб> Дон под Аксаем - через Тузлов-Аксай.

Что-то новое в географии! Оказывается это Грушевка впадает в Дон! Но на современных картах р.Грушевка впадает в р.Тузлов. Речка Тузлов впадает в р.Аксай. Речка Аксай впадает в р. Дон.

к сожалению наши понимания далёкого прошлого основаны на личном опыте. Мы пишем или рассказываем: вот мама (папа) мне говорили, вот я помню и т.д. При этом мы забываем или не знаем. какая гидрология была в позапрошлом веке. Сколько сезонных осадков выпадало, куда текли стоки от дождей и таяния снега. Забываем о том, что нашего шахтинского подземного океана в те времена не существовало. Забываем. точнее не знаем, сколько родников питали речку Грушевку. так что о водообильности и возможности судоходства наши знания заканчиваются пониманиями, что этого быть не может. Но в те времена лодки-плоскодонки вполне могли ходить по р. Грушевка.
бб> Т. е. есть я хочу сказать и говорю - судоходность
бб> Грушевки - миф!

Как сказать, похоже, что не миф. Штейгер прислал мне ссылку на очень интересный сайт. погуляйте по этому сайту, многие представления изменятся.
Чёрно-белый Новочеркасск, образца 19... года. - По краю Донскому - Наши путешествия - Статьи, очерки, зарисовки - Ростовберег.ру
Новочеркасск образца года По краю Донскому Наши путешествия Статьи очерки зарисовки Ростовберег ру Чёрно белый
37948 просмотров
7 февраля (чт) 2019
ИВАН 401
Геша пишет: Больше 20 лет возглавлял колхоз им.С.М.Кирова Валерий Петрович Гончаров, моряк-фронтовик. Как память о море он решил установить морской якорь в парке.

Позвольте полюбопытствовать. Гончаров В.П. свой якорь, с фронта привезенный «увековечил» или это тот самый вымытый земснарядом, о котором писала местная пресса?

бонч – бруевич пишет: Купались и у Грушевского моста, и в Каменоломнях у стадиона - с моста и с крутого бережка прыгали - кто "ласточкой", кто"бомбочкой", но потом все заилилось.
Ну зачем же вы, уважаемый, занимаетесь мифотворчеством. Мы нонче не видим, прыгающих со скалок в речку Грушевку, пацанов.
Видимо и эта фотография 1899 года тоже миф.

37942 просмотра
7 февраля (чт) 2019
Старый воробей
Судя по фотографии якорь Гончарова изготовлен с применением электросварки, которой в приснопамятные времена ещё не было
7 февраля 2019 в 13:05 ИВАН 401 пишет:
И4> Геша пишет: Больше 20 лет возглавлял колхоз
И4> им.С.М.Кирова Валерий Петрович Гончаров,
И4> моряк-фронтовик. Как память о море он решил
И4> установить морской якорь в парке.

Судя по фотографии якорь Гончарова изготовлен с применением электросварки, которой в приснопамятные времена ещё не было.
37918 просмотров
7 февраля (чт) 2019
Pleschner
По поводу Новочеркасска, у меня коллега оттуда.
При его памяти там такие же разливы были, а ему чуть за 30.
Так что не доказательство.
Было бы хоть что-то типа пристани....

На фото 1899 года Грушевка широкая, и камышей не видно.
Но кто сказал что там там чуть ниже тогда става не было?
37915 просмотров
7 февраля (чт) 2019
бонч - бруевич
Каждую весну до постройки Цимлы и после, когда Цимла воду сбрасывала Дон разливался почти на месяц
7 февраля 2019 в 12:20 Старый воробей пишет:
бб> судоходный участок Грушевки начинается с впадения
Св> её в Дон под Аксаем - через Тузлов-Аксай.
Св> Что-то новое в географии!
<через Тузлов-Аксай> Не стал я разжёвывать "прежде впадая в Тузлов, а потом в реку Аксай". Вода Грушевки до Дона дошла таки!

бб> Судоходность Грушевки - миф!
Св> похоже, что не миф. Штейгер прислал
Св> мне ссылку...
Каждую весну до постройки Цимлы и после, когда Цимла воду сбрасывала Дон разливался почти на месяц, от Хотунка до Старочеркасской сплошная вода - плыви хоть на моторке, хоть на вёслах. Я эту картину наблюдал до 1968 года из окна электрички. В Пчеловодной дома на двухметровом фундаменте по окна в воде стояли.
После становления Новочеркасска из Черкасска (ныне Старочеркасская) - бывшей столицы Войска Донского, из Войскового Воскресенского собора архив был по полой воде перевезен в Н-черкасск. Тогда ж/д ещё не было и "вода в самую гору упиралась".
В архивах есть упоминания, что казаки от Старочеркасской до Н-Черкасска затевались канал копать - "шапками землю носили", да бросили - не по силам оказалось. Река Аксай в этом месте имеет неестественно ровные берега и прямое русло.

Грушевка с её мизерной длиной и крохотным водосбором судоходна лишь для бумажных корабликов. На Москве-реке длиной в 500 км и двадцатикратным против Грушевки водосбором и то в позапошлом веке было построено шесть водоподъёмных плотин со шлюзами, там промышленность требовала водного транспорта.

А на Грушевке при Петре не только барок не было и людей не было. Один только ИВАН 401 с фоторужьём на пацанов прыгающих со скал в Грушевку охотился.

7 февраля 2019 в 13:05 ИВАН 401 пишет:
И4> Ну зачем же вы, уважаемый бб, занимаетесь
И4> мифотворчеством. Мы нонче не видим, прыгающих со
И4> скал в речку Грушевку пацанов.
Я имел в виду редкие места для купания. С Грушеского моста в реку прыгал старожил города, мой родственник, он и - сейчас на Грушевке живёт- могу дать телефон. Я крутил заднее сальто с бережка на плёсе у стадиона в Кам-нях. Купались до синих губ, потом стучали зубами на солнышке и снова в воду. Бесились, мазали друг друга чёрным, как дёготь илом, а которые мифотворчеством обзывались - тем мокрый рукав рубахи узлом намертво затягивали, а то ещё илягушку в узел, чтоб зубами не развязал! ))) Дядя Ваня, ничего личного! )))

Году в 1955 после очередного разлива плёс заилило и мы ходили купаться в вымоину ближе к кладбищу. Плёс до сих пор цел, но там муляка. А по всей реке купаться негде - но мы с сапетками у камышей линьков ловили - тяпкой в камыши шугали!
Под Дорурсом - метров семь ширины и по колено глубины - бредешком за пару часов два ведра раков набирали. Вывалим в корыто и они там шепчутся!
37985 просмотров
7 февраля (чт) 2019
бонч - бруевич
Интересная фотография
Интересная фотография. Сделана с парковского бугра. Прямо нынешняя Советская - тогда ул. Большая; справа на горизонте собор Петра и Павла, был на месте нынешнего здания ШФНПИ. Слева на горизонте ветряки - там сейчас больница. Внизу Грушевка течёт неспешно. И вагоны ж/д ветки на Аксай - ныне Шахты-Товарная.



37932 просмотра
7 февраля (чт) 2019
земляк
Когда в 1855 году потребовалось доставить антрацит для Балтийского флота, так пароходы построили и по Дону до Калача, а оттуда до Волги опять волами. Логистика однако.
Чушь полная. До самой революции уголь в Питер возили из Англии. Самый качественный и дешёвый..Морские перевозки по сей день самые выгодные. А в 1855 они нам построили первую железную дорогу из Балаклавы до Севастополя для подвоза снарядов. Паровой флот не существовал в это время в России как и нарезные ружья,неговоря про железные дорого. По этим причинам и войну проиграли Крымскую. Только после этого стали проводить реформы и перевооружаться.
37947 просмотров
7 февраля (чт) 2019
Штейгер
Не сомневайтесь
7 февраля 2019 в 14:11 Pleschner пишет:
P> По поводу Новочеркасска, у меня коллега оттуда.
P> При его памяти там такие же разливы были, а ему
P> чуть за 30.
P> Так что не доказательство.
P> Было бы хоть что-то типа пристани....
P> На фото 1899 года Грушевка широкая, и камышей не
P> видно.
P> Но кто сказал что там там чуть ниже тогда става
P> не было?

Не сомневайтесь, пристань была. Судоходство по Аксаю проходило от ледохода до июля "По нему плавали разной величины суда без затруднений... В судоходное время к пристани Новочеркасска приходили барки с дровами, хлебом..." Все это описано в книге "Статическое описание земли донских казаков, составленное в 1822-1832 году" Сухорукова В.Д., стр.25-33, 31.
Для круглогодичной навигации было предпринято две попытки углубки Аксая: первая - с 1805 по 1812 года (работало более "тысячи рук" под руководством генерала Деволанта), при этом углублялась верхняя часть Аксая от Новочеркасска до Мелиховки, попытка потерпела неудачу; вторая, под руководством генерала Потье, проводилась с 1822 года на нижнем участке Аксая от Новочеркасска до Аксайской. Предусматривала "в самом мелком месте углубить на полтора аршина путем углубительной машины с ковшом"
37931 просмотр
7 февраля (чт) 2019
ДмитрийВ
Можно это всё и посмотреть
7 февраля 2019 в 21:09 Штейгер пишет:
Ш> 7 февраля 2019 в 14:11 Pleschner пишет:
Ш> P> По поводу Новочеркасска, у меня коллега оттуда.
Ш> P> При его памяти там такие же разливы были, а
Ш> ему
Ш> P> чуть за 30.
Ш> P> Так что не доказательство.
Ш> P> Было бы хоть что-то типа пристани....
Ш> P> На фото 1899 года Грушевка широкая, и камышей
Ш> не
Ш> P> видно.
Ш> P> Но кто сказал что там там чуть ниже тогда
Ш> става
Ш> P> не было?
Ш> Не сомневайтесь, пристань была. Судоходство по
Ш> Аксаю проходило от ледохода до июля "По нему
Ш> плавали разной величины суда без затруднений... В
Ш> судоходное время к пристани Новочеркасска
Ш> приходили барки с дровами, хлебом..." Все это
Ш> описано в книге "Статическое описание земли
Ш> донских казаков, составленное в 1822-1832 году"
Ш> Сухорукова В.Д., стр.25-33, 31.
Ш> Для круглогодичной навигации было предпринято две
Ш> попытки углубки Аксая: первая - с 1805 по 1812
Ш> года (работало более "тысячи рук" под
Ш> руководством генерала Деволанта), при этом
Ш> углублялась верхняя часть Аксая от Новочеркасска
Ш> до Мелиховки, попытка потерпела неудачу; вторая,
Ш> под руководством генерала Потье, проводилась с
Ш> 1822 года на нижнем участке Аксая от
Ш> Новочеркасска до Аксайской. Предусматривала "в
Ш> самом мелком месте углубить на полтора аршина
Ш> путем углубительной машины с ковшом"

Можно это всё и посмотреть





37967 просмотров
7 февраля (чт) 2019