<= Перейти на шахтинский форум
Загадки нашего городка
16+
20 июня (четверг) 2019
бонч - бруевич
На стыке 40-х - 50-х
19 июня 2019 в 20:22 Старый воробей пишет:
Св> в 1954 г … из окна старинного казачьего дома, за речкою,
Св> было видно кладбище на бугре.
На стыке 40-х - 50-х
за речкой у дороги на кладбище на возвышении под самым бугром был всего один дом, отдалённо напоминающий этот:



Я думал, то ли «слышал звон», что это правление схз. Именно из его окон было видно кладбище. А левее его, у подножия горы, были уже почти сгладившиеся холмики упомянутого мною немецкого кладбища.
Не об это ли доме речь?
51907 просмотров
20 июня (чт) 2019
Петруша
Уважаемый Старый Воробей, к ЖД я в основном как пассажир. Но Чем располагаю - сообщаю. Дело в том что во времени было два жд хода от Каменоломни, через Грушевский Антрацит, бывший в начале просто разъездом. Если помните я писал когда то что жд не заканчивалась на ст. Грушевская, а была продлена и дважды пересекая Грушевку, поскольку сначала подошла к шахте на склоне правом реки а затем еще раз пересекла речку и пошла на Власовские Копи. Замкнув тем самым кольцом дорогу вокруг всех Грушево - Власовских копей. Когда в 1910 году протянули жд путь от рудника Петропавловского,он же ОР, и по рельефу он пришел к разъезду Гр. А. где собственно велись и работы по выгрузке и погрузке но без статута станции. Собственно изначально проект был на станцию. но не был реализован именно так. С появлением ветки на Петрпавл. рудник вновь был поднят вопрос о присвоении Гр. А. статута тарифной станции. Но потом ПМВ, Революция, гр. война и хоть жизнь не замирала все шло "самотеком". Так что это путь и соединения Гр.А. с ст. Каменоломни был еще при "царском режиме". Понимаю что Вас интересует теперешний "прямой" ход.Вот заканчиваю с "старым, прикрепляя сканы доков до Революции и справкой по ШО от 1926 года когда все еще по старому и перейду к "новой" ветке. В итоге видим что и в 1926 году Гр.А. еще не станция. Грузы тарифицируются Шахтной, Власовскими Копями и Каменоломни. То есть в ЖД нет такой станции как Гр. А. а только разъезд. Теперь это сообщение закрываю. Следующее будет куда короче.
51967 просмотров
20 июня (чт) 2019
Петруша
Ну а теперь к той часть ЖД участка который Вас интересует. Сразу скажу что точной даты не знаю,Да и ныне и в архиве можно только год найти. Этот участок хода можно разбить на два участка. когда в 1928 годы возник вопрос о вывозе в будущем угля с строящейся шахты Красина (сведения когда же и в каком году после 1928 реально пошел уголь - разнятся). Но планами 1928года предусмотрели одноколейку до строящейся шахты и тупика на два пути. Вот когда точно запустили не скажу.Далее до 1932 года грузы через ст. Грушевскую по "старому" пути шли точно. В 1933 она уже как часть ст. Каменоломни в роли тупика с погрузо-разгрузочными операциями. Следовательно путь от ш. Красина соединили с Гр. А. ну ни как не позже 1932. Так что вот такой период с 1928 по 32 год. Событие в масштабах Юг. ВОСТ. ЖД, именно к ней тогда это все относилось,малозначительное и конечно можно точно узнать но это надо ехать в Воронеж. Там ее архив. А по СКЖД только в 50-х. Вероятно с 1928 по 1932 год и была проложена "новая" колея от Гр. А. до ст. Вл. Копи. и была разобрана старая в том числе и мост сбоку ст Грушевской и переходы через речку. Вот все что из уважения к вашим годам потраченным на студиотов смею сообщить.
51895 просмотров
20 июня (чт) 2019
26 июня (среда) 2019
ИВАН 401
Уважаемый Св, спасибо
19 июня 2019 в 20:22 Старый воробей пишет:

Св> Уважаемый Петруша, у меня сложилось впечатление,
Св> что вы имеете отношение к железным дорогам. В
Св> этой теме осталось не выясненным в какие годы
Св> построена жд от ст. Каменоломни до ст. Грушевский
Св> Антрацит. Возможно Вы подскажите.

Уважаемый Св, спасибо, что подняли снова этот вопрос и Петруша таки выложил имеющуюся у него информацию "из уважения к вашим годам потраченным на студиотов". На мои вопросы, об этом объекте, он категорически отказывался отвечать видимо чувствуя, что я один из тех "студиотов" 74-80 годов, на которых Вы потратили свои годы.

20 июня 2019 в 17:22 Петруша пишет:
П> Ну а теперь к той часть ЖД участка который Вас
П> интересует. Сразу скажу что точной даты не
П> знаю,Да и ныне и в архиве можно только год найти.

Так где найти этот год? Именно год пуска хода Власовка- Каменоломни и
является загадкой.

П> Этот участок хода можно разбить на два участка.
П> когда в 1928 годы возник вопрос о вывозе в
П> будущем угля с строящейся шахты Красина (сведения
П> когда же и в каком году после 1928 реально пошел
П> уголь - разнятся).

По сведениям опубликованным в "Развертка контрольных цифр ДУ
за 1929/30 год по Шахтоуправлениям и шахтам Шахтинского
объединенного Рудоуправления" значится о выполнении плана шахтой Красина
на 94,5% что составило 4120 т. Отсюда следует, что уголь пошел в 28/29 году,
а на 29/30 год уже был спущен план.

П> Но планами 1928 года предусмотрели одноколейку до строящейся шахты и
П> тупика на два пути. Вот когда точно запустили не скажу.

Петруша, а как бы взглянуть на эти планы.

П> Далее до 1932 года грузы через ст.
П> Грушевскую по "старому" пути шли точно.

А куда и откуда шли грузы?
Согласно справочной книге «Фабрики, заводы и рудники Донецкого бассейна
1909 год» на ст. Грушевская по своей ветке грузило Грушевское горнопромышленное Т-во. (Правление при рудн. Евдотевская и Макарьевская антрацитн. копи, въ 3 в. от г. Алекс-Груш. в 1,5 в. от ст. Грушевка, бывш. рудник Кошкина)
И грузило оно через штольню, верхнего хода от погрузочной стенки на речке
Грушевка до рудника, не было.
По отчетам Начальника Юго-Восточного Горного Управления рудников Донской области о выработке в 1912 году, такого общества уже не значится. Нет его и справочных книгах вплоть до 1916 года.
Появляется вновь это общество в 16 году, но в другом месте – на стволах будущей шахты Воровского и отгружает уголь на ст. Каменоломни.
Прежнее общество с шахтами Евдокиевская и Макарьевская вливается к 1913 году в Грушевский Антрацит.
В 1912 году Груш. Антр. выкупает, строящийся немцами А. Бороссом и Л. Перро, рудник с уже пройденными стволами «Август» и «Людвиг» и освящает их в день Петра и Павла. В этом же году начинается строительство ж/д ветки от Петропавловки до погруз. стенки бывш. рудника Кошкина в пойме Грушевки (на тот момент шахтное поле вокруг ствола Евдокиевской, а от него шла штольня, выработано и грузоподъемным стволом становится Макарьевский).
В 1913 же году Парамонов доводит свою ветку к месту нынешней станции Груш. Антр. (возможно и дальше) и на 38 съезде углепромышленников юга России встает вопрос об устройстве на разъезде Власовка-Петропавловка (О-во Груш. Антр.) - Грушевка тарификационной станции о чем нам и повествует Петруша, выкладывая копию докладной записки. Но это пока проект, а есть еще один документ, на основании которого можно предположить, что ветка Власовка – Каменоломни к 1914 году уже существовала.



П> В 1933 она уже как часть ст. Каменоломни в роли тупика сст.
П> погрузо-разгрузочными операциями. Следовательно
П> путь от ш. Красина соединили с Гр. А. ну ни как
П> не позже 1932. Так что вот такой период с 1928 по 32 год.
П> Вероятно с 1928 по 1932 год и была проложена
П> "новая" колея от Гр. А. до ст. Вл. Копи.

Признаться я сам был долгое время убежден, что ж/д полотно Каменоломни – разъезд Груш. Антр. был построен вместе и для шахты Красина, но документы говорят иное.
В справочных таблицах 40 съезда за 1915 год указывается об отгрузке угля Парамоновым на ст. Власовка и Каменоломни, а Донецко-Груш. акц. Общ. на ст. Шахтная, Грушевка, Каменоломни



Кроме того существует «Схема расположения рудников 2-го куста Алекс.- Груш. района от 1921 года, где ветка Власовка – Кам-ни показана уже существующей, наряду с «кошкинской» но не соединенной с ней, как на ранних советских картах.



Отсюда можно предположить, что участок жд полотна от разъезда Груш. Антр. до «кошкинской» погруз. стенки просуществовал совсем не долго, как временный выход, до окончания постройки основной ветки Власовка – разъезд Груш. Антр. – Каменоломни. А вот жд полотно кошкинской ветки просуществовало, как и утверждает Петруша - до 1932-33 года. Во всяком случае, в документах обследования шахт этого района от 1924-25 года, на предмет их дальнейшего использования, указывается и полотно, и погруз. стенка как существующие, правда стенка там отнесена к шахте Овсянникова, но мы то знаем, что это бывшая шахта Семеновская – вент. ствол рудн. Кошкина. В этих же актах обследования отмечено, что шахта Крыленко имеет ширококолейную ветку до разъезда Груш. Антр. длиной в пол версты.
51908 просмотров
26 июня (ср) 2019
Петруша
епрст... Ведь указано где архив. " Но планами 1928 года предусмотрели одноколейку до строящейся шахты и П> тупика на два пути. Вот когда точно запустили не скажу. Петруша, а как бы взглянуть на эти планы." Два варианта - или самому туда смотаться или обратится за помощью к котенку с ул Лизюкова, которая как известно в г. Воронеже. Может он сходит и поскребется. Я там уже никогда не буду.
51823 просмотра
26 июня (ср) 2019
28 июня (пятница) 2019
ИВАН 401
Да общался я с этим котом и с его вороной еще 2006 году, - ничего он не знает, разве что адрес архива
26 июня 2019 в 23:51 Петруша пишет:
П> епрст... Ведь указано где архив. " Но планами
П> 1928 года предусмотрели одноколейку до строящейся
П> шахты и П> тупика на два пути. Вот когда точно
П> запустили не скажу. Петруша, а как бы взглянуть
П> на эти планы." Два варианта - или самому туда
П> смотаться или обратится за помощью к котенку с ул
П> Лизюкова, которая как известно в г. Воронеже.
П> Может он сходит и поскребется. Я там уже никогда
П> не буду.

Да общался я с этим котом и с его вороной еще 2006 году, - ничего он не знает, разве что адрес архива.
Мой вопрос о планах 28 года имел ввиду предположение их отсутствия, так как ж/д полотно уже существовало до проекта устройства ш. Красина. Возможно в архивах и есть какие-то планы и даже с похожими названиями, но это скорее всего что-то другое - нами не понятое должным образом. Вот вам пример: год ищу сведения об устройстве ветки Власовка - Кам-ни, всем надоедаю с вопросами, а ответ уже год "лежит у меня в компе".



А все потому, что я и предположить не мог, что эту ветку тоже назовут в планах власовской. Сработал стереотип, - власовская это Шахтная - Власовка. Как же тут не "материться", не грустить от разных бед.
Вот ведь парадокс. Ответ лежит прямо перед глазами, а не видно - потому что непонятно, что к чему. А с другой стороны, ну расширяют Власовскую станцию, ну устраивают станцию при рудниках Парамонова понятно же, что для увеличения пропускной способности ветки Власовка - Шахтная и даже год 1915 ничем не насторожил - расширяют же, а не заново строят...(стереотип). Но когда замечаешь, что в этом же году планируется расширение станции Каменоломни в связи с примыканием новой ветки, глаза то и открываются: "вон оно че, Михалыч!" И хотя проект это не готовый объект, сложив данные многих документов, можно окончательно утверждать, что ветка Власовка - Каменоломни была спроектирована и построена в период с 1913 по 1915 год.
Еще одна загадка истории нашего города разгадана (для меня точно). Спасибо Старому воробью, за повторное будирование вопроса и Петруше за наводки и дополнительную информацию.
52025 просмотров
28 июня (пт) 2019
29 июня (суббота) 2019
бонч - бруевич
Железнодорожный посёлок Каменоломни был в своё время октябрьским районом города Шахты и до сих пор остаётся неотъемлемой его периферией. Поэтому «Загадки нашего городка» касаются напрямую и Каменоломен. Уточним некоторые топографические «нестыковки», поскольку у жителей посёлка свое видение топографических ориентиров:
* Речку Грушевку в Каменолмнях никто не называет Грушевкой – это просто «речка»;
* Речка Семибалочная, они же Максимовка, для жителей Каменоломен никогда не была речкой, это просто «балка»;
* За «Горняком» «в степи» совхозные фермы располагаются на «Первой», «Второй» и «Третьей» балках – по числу природных водоразделов, мокрых только при ливнях и таянии снегов.
* Кладбище располагается на «Бугре».
* Переулка «Балочного», одного из главных ориентиров посёлка давно нет – он переименован в пер. Шевченко.

* Любой житель Каменоломен, на вопрос где пруд, скажет, что это в Турбуте, в сторону Терновой балки.


Балка Турбута длиной около 12 км, простирается от поселка Интернациональный до хутора Привольный, в 4 км проходит юго-западнее Каменоломен. По дну балки протекает одноименная неприметная речка. На ней расположена цепь прудов. Склоны балки проросли кустарником и разнотравьем. В 2006 году археологи нашли в балке Турбута (Турбут) древнее поселение эпохи средневековья (VIII—X в.в.).
Далее на юго-запад в 8 км находится «Терновая балка» - живописное урочище Терновый Яр с прудом на реке Аюта. Отсюда направление на «главный» каменоломенский пруд весьма общё увязывается с «Терновой балкой».
* В окрестностях Каменоломен расположено множество больших и малых каменоломен, песчаных и глиняных карьеров.
52225 просмотров
29 июня (сб) 2019
Ясон
Осталось выяснит что это за посёлок "Интернациональный"? Что то я его никогда не слыхивал?
И почему у вас, б-б, ничего не сказано о центральной усадьбе колхоза Родина - Комунна?
Мне это как то обидно потому что в Привольном жил мой дед у которого я с малолетства до примерно 53 года жил все школьные каникулы а после 70-х тоже часто посещал свою родню.
52079 просмотров
29 июня (сб) 2019
Юра
К нам на Артём бочка с молоком приезжает из Интернационального. Спросить где находится?
29 июня 2019 в 16:59 Ясон пишет:
Я> Осталось выяснит что это за посёлок
Я> "Интернациональный"? Что то я его никогда не
Я> слыхивал?
К нам на Артём бочка с молоком приезжает из Интернационального. Спросить где находится?
52084 просмотра
29 июня (сб) 2019
Петруша
" В 2006 году археологи нашли в балке Турбута (Турбут) древнее поселение эпохи средневековья (VIII—X в.в.)." Вообще то там " Присутствие на древнем поселении орудий труда из кремния небольшое. Чаще всего это ножи и скребки. Из каменных орудий фрагменты всевозможных тёрок. Кроме того в культурном слое имеются заготовки костяных предметов, а так же астрагалов (для игры в кости). Из бронзовых предметов найдено лишь маленькое шило". Как обычно все в одну кучу.Вообще то раскопки примечательны еще и эпохой поздней бронзы. Ну если это средневековье то я тетя Папы Римского. Хотя на древнем городище и присутствовали артефакты куда более поздних времен и в том ничего удивительного если и найдется - Здесь был Вася.
52165 просмотров
29 июня (сб) 2019