<= Перейти на шахтинский форум
Загадки нашего городка
16+
9 марта (вторник) 2021
ИВАН 401
В Покровском храме пристройки делали не церковные власти по церковным канонам (до 1934 года их там не было), а советско-трамвайн
8 марта 2021 в 19:32 Pleschner пишет:
P> В покровском то нашем, по бокам пристройки
P> сделали, а престол остался один.

В Покровском храме пристройки делали не церковные власти по церковным канонам (до 1934 года их там не было), а советско-трамвайные власти по своим канонам. При размещении храма в уже готовом или достраиваемом помещении такое отступление допускается церковным каноном.
73156 просмотров
9 марта (вт) 2021
Pleschner
Ну и немного про трехпрестольные храмы.
Вот например Церковь Преполовения Пятидесятницы в Ростове-на-Дону.

Приделы пристроены по бокам, имеют отдельные входы, купол один - центральный, икона центрального престола на колокольне и всё.

Правда она была снесена до фундамента и полностью отстроена заново.



73258 просмотров
9 марта (вт) 2021
10 марта (среда) 2021
бригадир дежурных электриков
Это не мои эстетические чувства. Это реальность. Паперть - это, иначе говоря, крыльцо перед входом. Крыльцо может быт крытым
8 марта 2021 в 14:22 ИВАН 401 пишет:

И4> Простите великодушно, если я оскорбил ваши эстетические чувства
Это не мои эстетические чувства. Это реальность. Паперть - это, иначе говоря, крыльцо перед входом. Крыльцо может быт крытым, может быть открытым всем ветрам, может быть со ступеньками, может быть без ступенек. Единственное, чем не может быть паперть - не может быть "коридорчиком".

И4> Я этот коридорчик не представляю, а просто вижу на фото (в желтом овале).
А я вот в упор не вижу там коридорчика.
И4> Очень надеюсь, что вы мне подскажете как он называется.
Я же уже сказал - то, что вы обвели в желтом овале - это окно дальше отстоящего здания.
Просто это обведенное желтым овалом место так сливается на фото, что вам там видится "коридорчик".
И4> Хотя... сегодня же 8 Марта и Масленица - привидеться может все...
Ну.. не спорю. Вам вот, к примеру, "коридорчик" привиделся.

А хотите еще одно такое же "привидение"?


Купол, обведенный оранжеым овалом.
Как общеизвестно, П-П церковь была пяти-купольной (в скобочках - пять). Откуда же на снимке шестой купол, обведенный оранжевым овалом (в скобочках - шесть не равно пять)?
А может, это она и есть та самая, как там в описании (цитирую) - "на каменных столбах, деревянная, шелеванная с обоих сторон, крытая железом" - старая деревянная церковь?
или вы этот шестой (шесть не равно пять) купол как-то по-другому объясните?

8 марта 2021 в 18:08 ИВАН 401 пишет:
И4> но П-П храм изначально задумывался как трех придельный
Задумывался - да, а строился - нет, не одновременно. Это тоже общеизвестный факт, что приделы к нашей П-П церкви пристраивались позже, с разницей в год каждый придел. Поэтому на фото "нашего" храма этих приделов пока еще нет. Их еще не приделали.
Есть точная дата фото "нашего" храма?
Я так полагаю, ориентировочно 1899 или начала 1900 года, ибо П-П церковь, как опять же общеизвестно, была освящена в 1900 году. А старая деревянная церковь была перенесена в 1900 году, а на фото она еще выглядывает из-за новой церкви шестым куполом. И давайте фото нашего храма употреблять "церковь", а не собор, собором храм стал в 1913 году.

т.е. на фото нашего храма - П-П церковь. Без приделов (пока еще не приделанных), без крестов, с выглядывающим шестым куполом.

И4> Колокол вместе с крестами снесли (не сняли - сбросили) активисты с комсомольцами в 1930 году.
Ага-ага.
А надпись "музей" сделали в 1900 году?

Я наивно полагал по умолчанию, что Вы сами знаете, что второе фото отличается от первого на 30 лет. И что Вы точно знаете, что мы обсуждаем.

Но если угодно, могу пояснить - решение о том, чтобы сделать музей угольной промышленности, горсовет принял в 1929 году. Так что "чужое" фото - вполне может быть от конца 1929, начала 1930 года. Этим же объясняется и наличие надписи "музей", и отсутствие колоколов и заколоченная колокольня, и безобразно заросшая деревьями неухоженная прихрамовая территория.
И наличие приделов (тех, которых не может быть на фото "нашего" храма, потому что приделы закончили приделывать в 1901 году), а фото нашего храма - 1899-1900гг ?

Как по мне, так мы сравниваем фото нашего П-П СОБОРА от 1929-1930 гг с фото нашей же П-П церкви от 1899-1900 гг.
73409 просмотров
10 марта (ср) 2021
бригадир дежурных электриков
Да, это они самые, приделанные в 1901 году
8 марта 2021 в 15:22 Pleschner пишет:
P> Осмелюсь заметить, что по бокам с обоих сторон виднеются 2 купола круглой формы, которых явно
P> нет на фото с боку.
P> Это между куполом часовен и храмом. Может это и есть пристроенные приделы.
Да, это они самые, приделанные в 1901 году.

P> Это может быть объяснением, откуда деревья - выросли пока пристраивали приделы.
Нет. Деревья выросли за 30 лет. А такие неухоженные заросли - потому что никто не ухаживал. Потому что - надпись "музей" свидетельствует о ориентировочном годе съемки.

P> Насколько я нагуглил - планы переделать в музей были, но не реализовались.
Ага. Финансирование не выделили. Потому в 1930 году и разобрали собор по кирпичику. Но повесить надпись "музей" - много финансирования не надо. Решение горсовет принял в 1929 - надпись могли повесить - и на этом все заглохло. И да - это не между 1922 годом - это между концом 1929 и началом 1930 года. потому что решение о музее было принято в 1929 году, поэтому надпись раньше появится не могла. Ну и позже 1930 тоже -, собор порушили. Поэтому эти, так называемые "чужие" фото - это фото нашего собора в промежуток осень 1929 - весна 1930. Я не знаю, какое время года на "чужом" фото, но то, что не лето - видно отчетливо.
73262 просмотра
10 марта (ср) 2021
бригадир дежурных электриков
А ведь точно. Увеличил - отчетливо видно, что это ретушь
P> Надпись МУЗЕЙ может быть обычным монтажом времен.
А ведь точно. Увеличил - отчетливо видно, что это ретушь. Кривая, косая, черным на негативе - потому таким ярко-белым на снимке/позитиве.
Никакая это не надпись на соборе - обычная ретушь на газетном снимке.
Любили у нас снимки в газетах ретушировать. Этого не отнять.

Начал копать в этом направлении и наткнулся вот на это: В газете "Молот" в декабре 1929 года была помещена.. ДОНСКОЙ КРАЙ: история, природа, культура VK
ч ЗБЪЕФЕ нПМПФ Ч ДЕЛБВТЕ ЗПДБ ВЩМБ РПНЕЭЕОБ ЖПФПЗТБЖЙС ГЕТЛЧЙ ЗПТПДБ ыБИФЩ рПДРЙУШ РПД ЖПФП ЗМБУЙФ рП ОБУФПСФЕМШОПНХ ФТЕВПЧБОЙА ТБВПЮЙИ ЗПТОСЛПЧ ЪБЛТЩФ ЗПТПДУЛПК УПВПТ Ч ыБИФБИ ч ЪДБОЙЙ ВЩЧЫЕЗП УПВПТБ ХУФТБЙЧБЕФУС НХЪЕК лПМПЛПМБ УОСФЩ Й РЕТЕДБОЩ тХДНЕФБММФПТЗХ
73437 просмотров
10 марта (ср) 2021
бригадир дежурных электриков
Ох уж эти сказки.. ох уж эти сказочники
8 марта 2021 в 18:08 ИВАН 401 пишет:

И4> Колокол вместе с крестами снесли (не сняли - сбросили) активисты с комсомольцами в 1930 году

Ох уж эти сказки.. ох уж эти сказочники..
Так и представляю себе картину - толпа пьяных шахтеров с гиканьем и улюлюканьем валит кресты и колокола.

Погуглите хотя бы, что такое Рудметаллторг и с какой целью он создавался и какие функции выполнял в те годы.

Там все был было настолько забюрократизировано, что ой-ей-ей.

Пару цитат:
"Городскими властями осенью 1929 года было принято решение о закрытии Петро-Павловского собора. Собор был закрыт в ноябре 1929 г. с обычной для того времени формулировкой «по требованию трудящихся».
По данным городского отделения милиции, перед закрытием храма численность его прихожан составляла 450 человек.
При закрытии из собора, согласно акту от 11 ноября 1929 года было изъято все церковное имущество, в том числе: 600 книг, 261 икона, три паникадила, 78 подвесных лампад, 65 разных подсвечников, 41 комплект священных облачений, 11 разных колоколов , три серебряных потира, три серебряных напрестольных креста, 21 кг 395 г. серебряного лома, 7 кг 420 г. серебра в изделиях, 34 г. золота, две иконы с ценными камнями, риза с иконы из жемчуга и многое другое."

Дальше: "28 ноября комиссия по приему имущества «бывшего Петропавловского собора» сдала принятое ценное церковное имущество Шахтинскому отделению госбанка для отсылки в Москву"
Обращаю внимание - драгметаллы и камни - это все ушло в Госбанк.
Имущество Петро-Павловского собора, не предназначенное для отправки в Москву, 30 ноября 1929 года было взято на учет как госфондовое.
Тогда же на хранение шахтинскому складу Рудметаллоторга (надеюсь, вы уже погуглили, что это за организация была?) «до особого распоряжения» было сдано «громоздкое» соборное имущество: «цветной металл, покрытый позолотой, в количестве 22 кг, гробница деревянная с позолотой с трех сторон 63 кг, рамы, куски багет деревянные с позолотой в погонных метрах – 221 метр, 168 кг».


Если даже деревянные багеты (пусть и позолоченные) в метрах и килограммах учли, что уж говорить про колокола и кресты, изъятые, согласно акта, еще 11 ноября 1929 года?
Мне в этом моменте интересно, а что же "сносила толпа активистов вместе с комсомольцами в 1930 году", если в 1929 бюрократы уже все изъяли и оприходовали?

И еще по поводу музея:
73561 просмотр
10 марта (ср) 2021
Петруша
Детский Сад - штаны на лямках: довожу до сведения что все храмы строились только по разрешению Высочайшего Синода а им было выдано, как собственно и запрашивалось, разрешение на каменную однопрестольную церковь. (Все решения Синода есть в инете и начните с 1885 г назад смотреть. И не надо ла-ла что трехпрестольную, Ну а потом уже хотеть не вредно. И был выстроен трехчастный храм, с колокольней над притвором. и двумя боковыми дополнительными входами с северной и южной сторон. все три входа символизируют в том числе и Троицу, но все утилитарнее - просто для вместительного храма одного входа явно то мало. Естественно паперть всегда одна и это ступени с трех сторон на площадку перед входом в Притвор. И чаще всего имела и крышу над площадкой. Так что чаще всего имела вид обычного крыльца, но вот трехсторонние ступени обязательно, это канон. Решения и постройки приделов действительности были приняты уже после постройки и начала работы храма после его освещения. А тот снимок с севера на храм который так обсуждался это куда как поздний и на нем за боковыми входами видны и купола приделов. И не надо путать боковые входа с часовнями. Которые одно время и были вблизи. но это никак к боковым входам не относится, входы да и только.А установка главок на входах не возбранялась как и на любой части храма. Иногда и над трапезной ставили и не одну. И над крышей над папертью бывали. С малыми главками ограничений нет. вид с севера как более поздний отображает иже и подросшие деревья. Да к тому времени иже и порушены и бывшие вплотную к стройке городушки лавок. не забывайте про Крестный Ход вокруг Храма, вот и обеспечили свободные проходы поскольку базар в кольцо хода никак не вписывался (и изгнал Иесус торгашей из храма). Что же до ориентации продольной оси храма не совсем точно с востока на запад - тут все просто. Хоть и стремились соблюдать, но если внутри застройки, то учитывалось и ее ограничения. Но чаще всего это не это не 90 гр от севера по часовой, и не точно по картографии. а там где всходит Солнце в равноденствие. То-есть на глазок. Прихожане в большей части именно там точный Восток и воспринимали и нечего им было памарки забивать что да как, как и Вам тоже.. Хотя для нашей широты это не совсем и так. Да и так ли Вам всем важно как что было с храмом до и после? Ведь лишь бы языки чесать. Даже церковникам по большому счету ныне пофиг история этого храма. Ну нет в ней выгоды! посему и они перепечатывают "википидийное ассорти". Потому как то что действительно лежит в архивах - требует и времени и даже не столь дешево можно получить. Но вот большинство оф. изданий Св. Синода и Епархий доступны "на халяву".
73460 просмотров
10 марта (ср) 2021
Петруша
"Купол, обведенный оранжеым овалом.
Как общеизвестно, П-П церковь была пяти-купольной (в скобочках - пять). Откуда же на снимке шестой купол, обведенный оранжевым овалом (в скобочках - шесть не равно пять)? " Уважаемый, тщительнее надо! не путайте Божиий .... Одно купольная, пятикупольная это решение так называемой подкупольной части - "неба" В данном случае имеет место быть крестокупольное решение. Вот эти пять куполов и считаются. Все остальное маковки. как над обведенным Вами престолом, такие же и над входами и тд. Купол подразумевает наличие под ним "барабана" или же купол может венчать непосредственно округлое строение. Вы таких куполов сколько созерцаете? А та инные куполами не считайте.
73461 просмотр
10 марта (ср) 2021
бригадир дежурных электриков
хм.. собственно, Ваше "доведение до сведения" ничем радикально не отличается от моего, не так ли?
10 марта 2021 в 11:06 Петруша пишет:
П> Детский Сад - штаны на лямках: довожу до сведения
хм.. собственно, Ваше "доведение до сведения" ничем радикально не отличается от моего, не так ли?
Разумеется, спасибо большое, что подтвердили, что приделы приделывались позже.
И за разъяснения про паперть спасибо.
И про "подросшие деревья". И про "куда как более поздний снимок".
Ровно все то же самое, что и я сказал, только чуток иными словами.
Искреннее спасибо!
и про архивы все верно, и я потому и привел копию архивного документа (акта), а почему именно его? - а в нем деревянные позолоченные багеты измеряются в метрах и килограммах, меня прикололо, что багеты в кг

Про ориентацию храма у нас сейчас разговор не заходил, хотя да, такой разговор про ориентацию был тут в этой же ветке парой сотен страниц назад. Не могу сейчас долго листать/искать, но помнится, там ДмитрийВ приводил аргументы. А может и не в этой ветки, за давностью разве все упомнишь...

А вот про шестой купол - хм.. тут я не могу с Вами просто так согласиться.
Вы точно хорошо на фото смотрели?
Я бы, может, и согласился бы, что это купол над престолом, если бы он был на продольной оси храма. Посмотрите на фото, мысленно проведите продольную ось/плоскость через колокольню и центральный купол и что получатся?
Получается, что этот шестой купол на фото смотрится далеко в стороне от продольной оси.
Кособокий какой-то престол выходит Несимметричный.
Странная какая-то куполообразная конструкция с шестым куполом, прикособоченная вообще сбоку от храма.
Так мало того, что сбоку, так еще и архитектурное решение другое. Оконные проемы совсем другие.

Так что увы - не могу согласиться с вашим толкованием про шестой купол.
Очень уж он не на месте выглядит на фотографии.
И таки да - ключевое слов здесь - "выглядит на фото". Может, это такой же оптический обман как и с "коридорчиком". Но, откровенно говоря, именно поэтому я про шестой купол у Ивана401 и спросил.
73510 просмотров
10 марта (ср) 2021
Петруша
"Так мало того, что сбоку, так еще и архитектурное решение другое. Оконные проемы совсем другие." А посмотрите на окна трапезной. Лучше рассветлите для полноты вида. На колокольне ввимательно посмотрите. Смотрите на сами окна и ниши с их обрамлением а не элементы Выше окон которые могут и по задумке разными быть. И не забывайте что это снято довольно примитивными по современным меркам фотообъективами. Это для портретной роли не шибко играет. а вот на перспективу... Собственно подобное искажение расстояний видно и на некоторых видовых фото города. С огромным параллаксом и другими негативными свойствами были объективы. но и то с ценой высокой. Так что часто снимали портретными двухлинзовыми. Были конечно и высококачественные, но с доступностью в цене как Вам Майбах ныне. вас смущает придел, а почему Вас не смущает визуальное на снимке расстояние от хибарок за телегой которые вроде как почти вплотную в тамбуру храма кажутся. а ведь этого вряд ли могло быть. А как Вам расстояние по фото между храмом и зданием на стороне теперешней Советской! Оно справа и если бы не реально знать где оно было по фото советского времени, то оно посередине площади? Как собственно и сама площадь. Снимите любой "дешевкой" сегодня площадь с Советской до "политуры" и просто сравните на фото визуальные размеры расстояний. ведь прошло сто с лишним лет но расстояние то в принципе тоже и осталось, но таки "две разницы". Да Бог с ним, снимком, считайте как пожелаете.
73462 просмотра
10 марта (ср) 2021