<= Перейти на шахтинский форум
Беспорядки на Украине #Украина
16+
25 марта (воскресенье) 2018
ARTS
Вообще то он не политик, а археолог
81982 просмотра
25 марта (вс) 2018
АВ
Анекдоту 100 лет в четверг. А вот в раде депутат и поэт Иван Фёдорович Драч, но там надпись была другая: Драчу 80 лет!
82031 просмотр
25 марта (вс) 2018
АВ
Из гимна Украины: «І покажем, що ми, браття, козацького роду». Позвольте, но о каком казацком роде идет речь, если одной из заповедей Сечи было безбрачие? Перефразируя старый анекдот: «Значит, дети народились не от того казака». Разберемся с «тем» и «не тем», поскольку на этой и подобных ей подменах построена вся история Незалежной.
В общем-то, каждый, немного покопавшись в исследованиях и справочниках, может понять, что, выражаясь современным языком, «эпичный фейк», столп украинской истории был заложен 5 июня 1572 года. В этот день великий князь литовский, король польский и уже почти три года, как глава объединенной Речи Посполитой Сигизмунд II Август подписал грамоту о составлении реестра «Его Королевской Милости Войска Запорожского». Само же войско было сформировано только при короле Стефане Батории в 1578 году. За 80 лет, всего за одну, хоть и долгую жизнь до начала восстания Богдана Хмельницкого. И, можете не сомневаться, что в 99 случаях из 100, когда вы видите слова: «запорожские казаки» или «запорожское войско», речь идет об этих «запорожцах» на службе польского короля, многие из которых Запорожья и в глаза не видели.
Столицей «королевских запорожцев» стала крепость Трахтемиров (Трактомиров) на берегу Днепра против Переяслава, считай, в окрестностях Киева и в полутысяче верст по Днепру от мест обитания настоящих запорожцев. Ну, как если бы царским указом из каких-то политических соображений где-то под Тулой было создано «Всевеликое войско Донское» на царском жаловании. Достоверно не известно, когда сами запорожцы узнали о королевской грамоте (а они приглашались записываться в реестр), и если грамота до них дошла, то, что они с ней и с гонцом сотворили. Можно предположить, что ответ королю напоминал бы картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Поскольку те и другие (казаки и «казаки» называли себя «запорожцами», сторонние авторы, чтобы как-то разгрести путаницу, стали называть настоящих казаков «сечевыми (низовыми)», а королевских — «реестровыми (городовыми)». Термин «нереестровые казаки» еще больше запутывал дело, поскольку иногда означал сечевиков, но в подавляющем большинстве случаев — обычных крестьян, которые в ходе войн с разрешения панов присоединялись к реестровым казакам для участия в походах, суливших малые риски и большую добычу. Или в ходе восстаний реестровых казаков, перебив панов, шли на Варшаву. (О причинах этих «народных восстаний» ниже.) До самого 18 века и ликвидации последней из Запорожских Сечей низовые казаки не признавали самозванцев теперь уже «Их Царского Величества Войска Запорожского», хотя последние 40 лет сами были на службе и содержании Империи.
Так или иначе, но в 1570-х годах за несколько лет удалось набрать… всего 300 «казаков», а к концу десятилетия 600. Вот и всё «войско» во главе с фактически назначаемым королем коронным гетманом. Трудности понятны: совсем уж голодранцев в «казаки-лыцари» не возьмешь, а землевладельцы пусть и с небольшим, но достатком, должны были хорошо подумать, прежде чем записывать сыновей в «Его Королевской Милости Войско Запорожское»: жалование невелико, перспективы неясны. Поэтому и набрали в «реестр» преимущественно «полублагородных полугоспод» с авантюрным складом характера, что интересно, как из православных, так и из католиков! Справедливости ради отметим, что и сечевые казаки аж до 1637 года (9 лет до восстания Хмельницкого!) принимали в свои ряды тех и других. Хороши «защитники православия».
Важнейший вопрос: зачем создавалось реестровое войско? Одно из распространенных объяснений: обуздать и поставить под контроль низовых казаков — не выдерживает критики: больших хлопот запорожцы Варшаве не доставляли: их походы на Польшу (кстати, совместно с реестровыми!) это уже следующая эпоха.
Собственно запорожские казаки, вольные люди, жили в это время в срубной крепостице — «сечи» — на острове в плавнях у впадения в Днепр реки Томаковка (Томаковская Сечь у современного города Марганца Днепропетровской области), а после того, как ту сожгли татары, отстроили новую еще ниже по Днепру у впадения в него реки Базавлук, фактически в обширной дельте, куда впадали несколько рек (Базавлукская Сечь у села Покровское Никопольского района уже на границе с нынешней Херсонской областью). Эта Сечь для татар и турок даже со стороны реки была почти неприступной. Разумеется, во главе сечевиков стояли не утверждаемые королем гетманы, а свои кошевые атаманы.
Обычно же отношения казаков и татар были мирными и строились по принципу: «Степь ваша, река наша, кто не спрятался, я не виноват». Гигантский эллипс Дикого Поля ниже Чигирина на Днепре, за рекой Орель на Левобережье и за Синюхой на Правобережье был татарским. Декларации Речи Посполитой о том, что эта земля — Terra Nullius, «ничейная» — с 17 века закрепились в европейской дипломатии и картографии и живут до сих пор. Это еще один «фейк», впрочем, в свое время послуживший всем — и Речи Посполитой, и казакам, и Российской империи. Интересно рассматривать карту, на которой Правобережная Украина гетмана Петра Дорошенко — вассальное Стамбулу «Сарматийское княжество» — окрашено в цвет Османской империи, как и вассальное Крымское ханство, а лежащее между ними Дикое Поле — ничье.
Видимо, ближе к истине объяснение, согласно которому создание «Его Королевской Милости Войска Запорожского» и установление формального контроля над сечевыми казаками (хотя бы в глазах европейской дипломатии) ставило целью утвердить права Речи Посполитой на Дикое Поле. Это было для Польши жизненной необходимостью. Только взяв Дикое Поле, магнаты и шляхта могли по-настоящему освоить южнорусские земли, да и большую часть самого Поля.
Варианты были разные. Эффективная оборона это не высокие стены. Это глубокая разведка и система вынесенных далеко вперед аванпостов, кордонов — на речных переправах, на шляхах — дорогах, проходящих прямо по водоразделам рек, благо, на Русской равнине это не заснеженные хребты, а пологие возвышенности. Передвижению по шляхам не мешали реки, шляхи быстрее подмораживало зимой, они быстрее подсыхали весной. По пути строительства сечей на шляхах (и засек и запруд по обе стороны, чтобы затруднить обход шляха) в самом начале 16 века пошел черкасский староста Евстафий Дашкович. Он же, пытался с помощью запорожцев взять под контроль переправы через Днепр, да собственная жадность с казаками рассорила.
Предшественницей «Запорожской Сечи» (правда, непонятно, какой) называют и «замок» князя (по-польски уже «православного магната» Дмитрия Вишневецкого. За 20 лет до формирования реестрового Войска Запорожского он построил деревянно-земляную крепость на острове Байда, позже названном «Малой Хортицей» из-за соседства с «большой». Крепость отбивалась от турок и крымцев более двух лет.
Но польское правительство выбрало другой вариант. И вот эта малозаметная в свое время авантюра с «реестром запорожских казаков» заложила страшную мину под польскую государственность. Поляков легче всего обвинить в глупости. Уже почти «вывели» православие (Брестская церковная уния 1596 года и начало униатства), вышвырнули из делового оборота русский язык — им бы продолжать жесткую политику ополячивания знати, а они своими руками структурировали какую-никакую, но вооруженную православную «полушляхту». Которая теперь могла и не ополячиваться ради подъема в «социальном лифте». Нет, не из патриотических чувств, а по тем же соображениям: во-первых, безопасность, во-вторых, использование православного крестьянства в своих целях — поднимать их на восстания и давить на Варшаву, добиваясь шляхетства для себя.
Подробнее: Запорожские казаки и Сечи. Муляжи украинской истории - Новости политики, Новости России - EADaily
Из гимна Украины: <<? покажем, що ми, браття, козацького роду>>. Позвольте, но о каком казацком роде идет речь, если одной из заповедей Сечи было безбрачие? Перефразируя старый анекдот: <<Значит, дети народились не от того казака
82201 просмотр
25 марта (вс) 2018
26 марта (понедельник) 2018
ARTS
А меня, вот другие слова интересуют, это название гимна и они же первые в строке
25 марта 2018 в 23:38 АВ пишет:
А> Из гимна Украины: ... покажем, що ми, браття, козацького А> роду

А меня, вот другие слова интересуют, это название гимна и они же первые в строке:
"Ще не вмерла України" ..., так вот я как то у одного сведомита спросил, это что сожаление или вопрос
82236 просмотров
26 марта (пн) 2018
27 марта (вторник) 2018
Юра
В гимне Украины есть какая то обречённость, коль она ще нэ вмэрла, но видимо постоянно при смерти. Но зато честно. России пора уже себе такой гимн придумать. Или перестать ныть, жевать сопли, сочинять оправдания Трампу, а переходить от зеркальных ответов к квадратичным или лучше кубическим. Это ж хорошо, что хоть какие то ответы начали давать, а то ж ведь никаких не давали, только ныли и стонали. Кому и что пытались доказать?
82265 просмотров
27 марта (вт) 2018
Василий Степанович
Это не сожаление и не вопрос. И даже не обречённость, как написали следующие ораторы. Это... надежда! (дескать, когда-то ж таки
26 марта 2018 в 22:06 ARTS пишет:
A> "Ще не вмерла України" ..., так вот я как
A> то у одного сведомита спросил, это что сожаление
A> или вопрос

Это не сожаление и не вопрос. И даже не обречённость, как написали следующие ораторы. Это... надежда! (дескать, когда-то ж таки помрёт!)
82281 просмотр
27 марта (вт) 2018
АВ
Понять может носитель языка: думающий и говорящий на этом языке. В данном случае - "Ще" не только "ещё", но и -"до тех пор" или "пока". Песня хорошая, но не как гимн, а как застольная - под горилочку с сальцом. Ну вот, как то так.
82295 просмотров
27 марта (вт) 2018
Юра
Тогда за "Ще не вмерла" надо разобраться со следующим словом :"України". Почему Украины, а не Украина? Или не Украины, а У краины? Т.е. кто то, видимо какая то женщина, пришла к краю и пока ещё не умерла.
82343 просмотра
27 марта (вт) 2018
Atos
Ещё не умерла Украины и слава, и воля,
27 марта 2018 в 16:26 Юра пишет:
Ю> Тогда за "Ще не вмерла" надо разобраться со
Ю> следующим словом :"України". Почему
Ю> Украины, а не Украина? Или не Украины, а У
Ю> краины? Т.е. кто то, видимо какая то женщина,
Ю> пришла к краю и пока ещё не умерла.

Ещё не умерла Украины и слава, и воля,
Ещё нам, братья молодые, улыбнётся судьба.
Сгинут наши враги, как роса на солнце.
Восторжествуем и мы, братья, в своём краю.

Душу и тело мы положим за нашу свободу,
И покажем, что мы, братья, казацкого рода.
82387 просмотров
27 марта (вт) 2018