Сузив мировоззрение населения сельских и шахтёрских районов (о Ростове не говорю - там это произошло стихийно и на "ура
Информация устаревшая, но зато мало что изменилось...
Сузив мировоззрение населения сельских и шахтёрских районов (о Ростове не говорю - там это произошло стихийно и на "ура!") до озабоченности успешным ведением личных натуральных хозяйств, за последние 13 лет область потеряла основную интеллектуальную, высококвалифицированную часть населения, а становящаяся на ноги современная молодёжь пока предоставлена самой себе. По данным 2002 года 70% выпускников ПТУ, техникумов и вузов не устраиваются на работу по специальности. "Естественно, теперь заработать себе на достойную жизнь честным путём здесь удаётся далеко не каждому и, как результат, город поразили смертоносные бациллы наркомании и преступности: Шахты уже длительное время входит в число самых криминальных городов области. В конце февраля приезжий коммерсант подвигнул милицию арестовать банду, которая в течение перестроечных годов получала дань с местных торговцев. Удивительно, что это "крышевание" рынка проходило не один год на глазах городского УВД, в настоящее время возглавляемого полковником-грузином. По всей видимости, настолько "инициативно" шла приватизация в области, столько было обращений в правоохранительные органы, что их считали на тот период "крышей" для растаскивания государственной собственности. Вот как описывает "Донская хроника" восхождение на Олимп местных олигархов предыдущего мэра города, который с инициативной группой организовал собрание акционеров Артёмовского хлебоприёмного предприятия, предварительно приобретя 1750 голосующих акций у будущего мэра (все повязаны!). На собрание собрались 7 акционеров, имеющих изготовленные на ксероксе копии доверенностей от остальной части акционеров. Инициативная группа самовольно заняла президиум, выставив четырёх охранников на подходах к нему, и произвела перевыборы органов управления ОАО, избрав генеральным директором будущего мэра. А чтобы недовольные не роптали, во двор держателя приличного пакета акций бросили взрывчатый снаряд, а заодно решением нового правления уменьшили размер его пакета акций в 7 раз. После этого тот выдвинул свою кандидатуру на избрание мэром города Шахты, обещая снизить платежи на всё и вся. Был избран в 1997 году (молодой, активный, деловой), и сразу же повысил от 2,8 до 4,1 раза тарифы на коммунальные и прочие платежи, за торговые места и пр. Вскоре по линии МВФ на создание ста рабочих мест АХП, где у мэра было 2350 голосующих акций (36%), было получено 5,4 млрд. рублей - или более 1 млн. долларов. Далее мэр разрешил аренду земли под строительство киосков в городе. Построили. А затем решение отменили - снесли постройки. На их месте построились другие. Обиженные предприниматели подали жалобу в правоохранительные органы, что мэр за взятку отдал кавказцам 80% торговых участков в городе. Произошла разборка с мэром руководства городской казачьей станичной управы в присутствии правоохранительных органов, по показаниям кавказцев арестовали атамана, посадили в тюрьму, а двое вдруг покончили самоубийством. Меня, как выходца из казачьей семьи, поразил этот случай - даже в советское время казачье самомнение относительно иногородних было "свысока", а тут докатиться до такого, что атамана арестовывают... В период триумфального шествия мэра шли заявления в соответствующие органы, но с него - "как с гуся вода". Войдя во вкус, даже "бедного" грузина Сеселию - владельца ТОО "Иберия" - обобрал путём подложных документов. Так что не только выходцы с Кавказа шкуру дерут с рядового покупателя, но и им приходится раскошеливаться, терять "неправедное добро".
Позиция коренного населения - казаков? Старшее поколение, например, в городе Шахты, убеждены, что в Ростове власть захватили "гамаи" (городское население не из казаков, долго живущее в области, "кацапы" - выходцы с центральных областей России). Но, в общем-то, население деморализовано. Вот на призыв прийти на публичную казнь виновников устроенного беспредела - придут, а консолидировать свою позицию в период выборной кампании - не могут. Казаки, чьё взросление происходило в период развала экономики и социального уклада, бравируя формой, ещё пытаются найти себя в формирующемся рынке, оторвавшись от земли (как известно из мифологии - Антея это погубило!), но, похоже, опоздали на этот поезд. Власть не потакает им (развал сельского хозяйства свидетельство тому), но в период предвыборных эпопей - заигрывает, приняв на заключительной сессии областной Думы законодательную инициативу - проект закона РФ "О Российском казачестве".
В шахтёрских городах время от времени эмоционально реагируют на неустойчивую жизнь женщины, не утратившие общения между собой, сосредоточенные на местных базарах, и довольно открыто реагирующие на создавшееся положение в местной экономике. Они стали основными добытчиками для семьи средств на проживание, они отстаивают поруганные права своих мужчин. Так, в 1988 году после митинга протеста о срочном призыве из запаса военнослужащих и направления их в Нагорный Карабах, их негодование затем выплеснулось в погром фактических владельцев Центрального рынка. В 2000 году женщины города Новошахтинска подняли бучу из-за задержки зарплаты своим мужьям. В этом стотысячном городе осталась одна шахта "Западная", добыча на которой парализована катастрофическим притоком подземной воды. Шахтинки же были инициаторами перевода тридцати рублей в адрес главы государства - повышенной части пенсии в феврале этого года. Если бы власть слышала их мнение о них, то перестала бы показывать вальяжные заседания Правительства и катания на горных лыжах, а занялась бы по существу управлением подъёма экономики страны.
В городе Шахты проживают 216 тыс. человек, доходная часть городского бюджета на 2003 год составляет 919134 тыс. рублей и расходная - 939659,7 тыс. рублей. Городской бюджет от угольной промышленности не получает плановых налоговых поступлений. Средняя зарплата в городе 1,5 тыс. рублей. На низкооплачиваемую работу устроиться не проблема (продавец 1,5 тыс. руб., уборщица, санитарка - 1 тыс. руб.). Вполсилы работает завод шахтного оборудования. Полностью загружены лишь фабрика ОАО "Глория Джинс" и завод керамической плитки (общая численность около 600 работающих), принадлежащие итальянским предпринимателям. В 2003 году "Глория Джинс" намерена расширить производство, доведя до 1000 численность работающих, но это не решает проблему безработицы в городе. На этих двух предприятиях режим работы строгий, требующий полной отдачи, продолжительность рабочего дня 12 часов с периодичностью работы и выходных 2 дня через 2 дня. Кто выдерживает такой режим - не жалуются на заработки. В городе 85 тыс. пенсионеров и 90 тыс. налогоплательщиков, из них 30 тыс. работающих пенсионеров (оставшиеся специалисты высокой квалификации) в сфере ремонтов легковых машин и скобяных, коммунальных изделий. Если у машины "девятки" снесена правая сторона, согнута опора, разбита фара, разбит радиатор, слегка деформирован салон и др. мелкие поломки, которые регулируются в процессе ремонта, то вместе с запчастями ремонт обойдётся в 21 тыс. рублей. На рынке такую аварийную машину без ремонта можно приобрести за 60-70 тыс. рублей.
Арендная плата в Шахтах дешевая - только что не даром. В зависимости от того, в какой части города расположены муниципальные здания, какие в них условия (наличие воды, газа, канализации) и каким бизнесом занимается предприниматель, колеблется от 7,56 до 1100, 7 рублей в год, но в центре - 300-1500 рублей за квадратный метр уже в месяц. Инвестиций нет, и не выработана перспектива развития шахтёрских городов области. В городе стоят пустующими исполинами 13 технологических комплексов шахт и обогатительных угольных фабрик - строений повышенной прочности, в каждом из которых можно разместить приличной производственной мощности почти любого профиля завод или фабрику. Поэтому в мартовской выборной кампании основным лозунгом депутатов был: "Возродим города!" Как? Об этом ни слова. А возможности для развития экономики в городе в 2002 году выразились в открытии новых 34 магазинов, 7 кафе, 3 аптек, 2 компьютерных центров и нескольких новых парикмахерских при декларированной зарплате 400-800 рублей (средняя пенсия - 1600 рублей). Но при таких заработках и темпах создания новых рабочих мест на улицах Шахт не увидишь ни одного нищего. Причём, в одном микрорайоне города из 11 торговых точек 10 продовольственных магазинов и один совмещённый хозтоваров с промтоварами. Так что самый доходный бизнес - связанный с обеспечением питания.
Автобусный транспорт в городе докапиталистической постройки - ЛАЗы, ПАЗы. Пассажирские перевозки осуществляет коммерческий транспорт, но льготы на бесплатный проезд сохраняются (в Ростове пенсионеры платят 50% стоимости проезда - то есть 2 рубля), на маршрутках выделено одно место в салоне для пенсионера и одно для инвалида. В городе 70,3% льготников среди пассажиров, в результате в 2002 году предприятия недополучили 75 млн. рублей. В зимнюю пору улицы не чистятся - и это к лучшему, так как снегом "зашпаклевываются" многочисленные выбоины на дорогах, но на автобусных остановках из-за торможения, таяния снега и обледенения в ночное время образовываются такие надолбы, что только смотри под ноги. В конце февраля наступила оттепель и скорость автомашин уменьшилась вдвое по дорогам города. Рейсовые межгородские автобусы идут на первой скорости. В морозную погоду особенно опасно выезжать на перекресток под уклон. Недостаток собственных средств заставляет администрацию города жонглировать экономическими терминами, обосновывая нерентабельность перевозки шахтинцев на трамвае, ликвидировав экологически чистый транспорт, затем оставили только один троллейбусный маршрут с 9 машинами. Дико выглядят улицы и проспекты города с ободранными теплотрассами (температура батарей в домах повышается или понижается в зависимости от её колебаний на улице), перекосившимися столбами и провисшей металлической проволочной трамвайной оснасткой, деформированной при срыве силового медного провода. Летом, наверное, выкорчуют заасфальтированные рельсы, арматуру подвески троллейбусов. Много незавершенного строительства жилых и производственных сооружений. Буквально перед "обвалом" страны успели перекинуть через железную дорогу автоэстакаду, оборвав строительство экономичной дороги. Сейчас она используется влюблёнными в вечернее время как смотровая площадка, с которой открывается вид на одноэтажный российский город, оживляемый красными трёхэтажными особняками новых русских, средневековой готической архитектуры замки, как бы торчащие красным стручком. Экономическая пауза в Ростовской области подчёркивается и наблюдением пассажира автобуса, выехавшего из города Шахты в Новочеркасск, когда в течение 40 минут поездки по основной железнодорожной магистрали не увидишь мчащегося на перегонки с ветром грузового или пассажирского поезда. На станции Шахтной даже мухи сонные от малолюдства и бесшумности, а в былые времена только свист стоял от тяжеловесных скоростных поездов. На таких станциях, как Каменск-Шахтинский, Лихая и т.д., торговля продуктами находится в руках женщин, в любое время суток предлагающих холодные напитки, водку, раков варёных и пр., тут же христорадничают девочки лет 6-8, выпрашивающие милостыню у пассажиров. На автомобильной трассе Москва-Ростов, в местах, облюбованных дальнобойщиками, в пределах области жителями из прилегающих посёлков развёрнуты два "караван-сарая", обеспечивающие горячими и холодными пищевыми продуктами, а также товарами первой необходимости.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Те из шахтёров, которые заболели профессиональной болезнью и получили инвалидность, - получают значительную добавку к пенсии (регресс). Так, при инвалидности 2 группы регресс составляет 4,2 тыс. рублей при максимальной пенсии в городе 1,7 тыс. рублей. Депутат Госдумы В. Катальников (председатель обкома профсоюза) бьётся с Минсобесом, отстаивая регресс, так как кто-то в том ведомстве не верит, чтобы с такой группой инвалидности могли так долго жить.
Два других крупных города области живут по-разному. Внешне зажиточно - Новочеркасск, в который через каждые 20-30 минут отправляются автобусы из Ростова. Городские пассажирские автобусы - импортные. Основные заводы все за-гружены, с работой меньше проблем. Таганрог бурно развивает обороты, восстанавливая производственные мощности металлургического комбината, завода "Сельхозмашин", свой торговый портовой статус и др. При этом кипят человеческие страсти. Буквально перед моим выездом на Камчатку был убит мэр города Таганрога.
В.П.РОМАНОВ,
геолог
1312 просмотров
11 января (пт) 2008