на котором летал наш земляк - дважды Герой Советского Союза Степан Иванович КРЕТОВ
150. Дранищев Евгений Петрович, 20.12.1918г., гвардии ст. лейтенант, зам.командира 6-й гвардейской истребительной авиаэскадрильи 9 гвардейского Одесского Краснознаменного истребительного авиаполка 8 Воздушной Армии Южного фронта.
Шахт.ru :: Шахтинцы - Герои Советского союза :: Дранищев Евгений Петрович
нЙТПЧЩЕ дЕОШ БЧЗХУФБ ЧЩДБМУС ОЕПВЩЮБКОП ФСЦЕМЩН ДМС К ЧПЪДХЫОПК БТНЙЙ бЧЙБГЙС РТПФЙЧОЙЛБ ОБОЕУМБ НБУУЙТПЧБООЩК ВПНВПЧЩК ХДБТ РП уФБМЙОЗТБДХ УПЧЕТЫЙЧ ПЛПМП ФЩУ УБНПМЕФП ЧЩМЕФПЧ оБЮЙОБС УП ЧФПТПК РПМПЧЙОЩ ДОС ОЕНЕГЛЙЕ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЙ а Й а РПД РТЙЛТЩФЙЕН ЙУФТЕВЙФЕМЕК нЕ РПСЧМСМЙУШ ОБД ЗПТПДПН ЬЫЕМПОБНЙ ЮЕТЕЪ ЛБЦДЩЕ НЙОХФ ьЫЕМПОЩ УПУФПСМЙ ЙЪ ОЕУЛПМШЛЙИ ЗТХРР УБНПМЕФПЧ РП ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ Й ЙУФТЕВЙФЕМЕК Ч ЛБЦДПК зТХРРЩ ЪБИПДЙМЙ ОБ ВПНВПНЕФБОЙЕ ПДОПЧТЕНЕООП У ТБЪОЩИ ОБРТБЧМЕОЙК Й ОБ ТБЪОЩИ ЧЩУПФБИ ЮФПВЩ ДЕЪПТЗБО
Уроженец г. Александровск-Грушевский (г.Шахты, Ростовской обл.)
Родился в семье рабочего, старого большевика. Русский. Учился в техникуме в Таганроге.
В августе 1936 г. по путевке комсомола Дранищев был направлен в Чугуевское военное авиационное училище, которое окончил в 1940 г. В этом же году, это же училище окончил и Алексей Маресьев. Два года Дранищев служил в училище летчиком-инструктором.
На фронтах Великой Отечественной войны с 23.08.42 г. В первый же день, участвуя в отражении налета бомбардировщиков противника в районе Малой Россоши, летчик 437-го ИАП Дранищев сбил "Юнкерс".
Дранищев мог увидеть врага раньше, чем тот увидел его, а его маневр для атаки был таким решительным и дерзким, что могли позавидовать уже имевшие не одну победу летчики эскадрильи.
В один из самых напряженных периодов на Сталинградском фронте, с 20 августа по 13 сентября, Дранищев провел десять воздушных боев, в которых сбил пять самолетов противника. Наиболее примечательный бой произошел 08.09.42 г. В тот день Дранищев выполнял задание по прикрытию наземных войск и встретил группу бомбардировщиков противника до двенадцати Ju-88. Дранищев, разгадав замысел врага и не дав ему опомниться, пошел первым в атаку на ведущего. Немецкий экипаж явно не ожидал такой дерзости и не успел уклониться от удара. Объятый пламенем Ju-88 врезался в землю.
Воспользовавшись замешательством и растерянностью вражеских летчиков, Евгений и повторной атаке сбил еще один "Юнкерс".
13.09.42 г., прикрывая Центральный аэродром Сталинграда, Дранищев с ведомым сорвали прицельное бомбометание 15-ти Ju-88, прикрытых четверкой Bf-109. один "Мессершмитт" в этом бою Дранищев сбил в лобовой атаке.
23.10.42 г. Е.П.Дранищев награжден орденом 'Ленина'.
Подвиг народа
Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы независимо от звания масштабов подвига статуса награды военно патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов а также создание фактографической основы для про
В этот же день он был переведен в состав 9-го Гв. ИАП. Менее чем за две недели Дранищев освоил новый для себя самолет Як-1.
В боях на Сталинградском фронте летчик довел свой личный счет до 9 сбитых самолетов противника и стал одним из самых результативных летчиков полка.
Награжден медалью 'За оборону Сталинграда'
В боях за освобождение Ростовской области Дранищев сбил 5 самолетов противника. В этот период он был назначен на должность заместителя командира АЭ. Его называли мастером высотного боя, т.к. он нередко стремился занять большую высоту и с пикирования поражал противника.
В ходе боев в районе реки Миус в июле 1943 г., доведя общий счет сбитых самолетов противника до двадцати, Дранищев по числу побед сравнялся с такими асами полка, как Кузьмин, Лавриненков, Карасев, Алелюхин.
22.07.43 г. был награжден орденом 'Красного Знамени',
Подвиг народа
Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы независимо от звания масштабов подвига статуса награды военно патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов а также создание фактографической основы для про
а 01.08.43 г. за отличное руководство и управление боевыми действиями групп самолетов - орденом Александра Невского.
Подвиг народа
Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы независимо от звания масштабов подвига статуса награды военно патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов а также создание фактографической основы для про
К 17.08.43 г. Дранищев закончил переучивание на самолете "Аэрокобра". А через три дня он не вернулся с боевого задания.
Почти ровно год провоевал он. За это время совершил то, чего многие лётчики не сумели сделать за всю войну: заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) гвардии старший лейтенант Дранищев совершил 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил лично 21 и в группе 7 самолётов противника, и вошёл в семью Героев Советского Союза на 4-й день после своей гибели.
Евгения Дранищева уже не было в живых, а слава о нем продолжала греметь по всему фронту. 21.08.43 г. за образцовое выполнение боевых задании на Южном фронте в числе сбивших в боях в один день по 2-3 самолета противника Дранищев был награжден представителем Ставки Верховного Главного командования Маршалом Советского Союза А.М.Василевским наручными часами.
24.08.43 г. Е.П.Дранищеву присвоено звание - Герой Советского Союза (Орден 'Ленина' и медаль 'Золотая звезда'). Посмертно.
Подвиг народа
Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы независимо от звания масштабов подвига статуса награды военно патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов а также создание фактографической основы для про
В официальных документах о безвозвратных потерях он числится пропавшим без вести 20.08.1943г.:
Донесение о безвозвратных потерях за номером 37122 от 21.09.1943г. по 8 воздушной Армии
ОБД Мемориал
ОБД Мемориал
Приказ об исключении из списков ГУК НКО за номером 1714 от 16.10.1943г.
ОБД Мемориал
ОБД Мемориал
Его мать, Дранищева Мария Сергеевна, и отец, Дранищев Петр Григорьевич, проживали в г.Чкалов, ул.Нижегородская, дом 24.
Так что же случилось с ним в тот день, 20 августа 1943г., и самое главное, в каком именно районе? Вспоминает дважды Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Лавриненков:
'...мы сопровождали большую группу бомбардировщиков, летевших на выполнение боевого задания в район крупной железнодорожной станции Амвросиевка. Только миновали линию фронта, как Евгений Дранищев сообщил ведущему, что мотор его самолета парит: по-видимому, что-то случилось с системой водяного охлаждения.
Действительно, за 'коброй' Дранищева тянулась белая полоса распыленной воды или пара. Его самолет начал отставать.
Ведущий передал по радио:
- Возвращайся домой. Лейтенант Костырко, сопровождайте командира звена на аэродром!
Если бы даже не прозвучала такая команда, Николай Костырко никогда не оставил бы своего лучшего друга, да к тому же над оккупированной территорией. И два истребителя, отделившись от группы, быстро пропали из поля зрения...
Мы довели 'петляковых' до цели, завязали бой с 'мессершмиттами', и наши бомбардировщики успешно выполнили задание. На обратном маршруте мы шли на незначительной высоте, осматривая небо, наземные ориентиры и все, что попадалось на пути. Делать это нас заставляла мысль о Жене Дранищеве - отличном летчике, верном товарище, всеобщем любимце полка.
Оставив самолеты в капонирах, мы заспешили на КП, надеясь узнать о благополучном возвращении двух неразлучных друзей. Но здесь о Дранищеве и Костырко ничего не было известно. Мы просто остолбенели: 'Как? Куда они могли деться?'
Ответа на этот вопрос нет и по сей день... То, что случилось с ребятами, так и осталось загадкой. Может, один из самолетов, теряя высоту, совершил посадку в поле, а рядом приземлился второй? Может, оба потерпели катастрофу? Может, на них напали 'мессершмитты'?
Без вести пропавшие... Так числились в документах после этого несчастного случая Женя Дранищев и Коля Костырко... Так мы говорим о них и сейчас, спустя тридцать лет... А порою мне кажется, что мои дорогие однополчане - и поныне в полете. Для офицеров и солдат нашего полка Дранищев и Костырко навсегда остались жизнерадостными, мужественными юношами, какими были почти все мы в ту пору.
Не погостил Женя Дранищев в родных Шахтах, не возвратился Коля Костырко на любимую свою Украину. Не осталось даже могил этих мужественных офицеров. Но навеки живет в сердцах ветеранов 9-го гвардейского светлая память об этих двух юношах - русском и украинце, преданно любивших свою Отчизну и отдавших в борьбе за ее счастье свою молодую жизнь...'
Вот такой рассказ.
Как же так получается, что уже ни за три, а семь десятилетий никто не смог найти мест катастрофы двух самолетов и останки героев, Евгения Петровича Дранищева и Николая Васильевича Костырко?
Николай Костырко, правда числится пропавшим без вести, только месяцем раньше, но того же числа 20.07.1943г. Возможно, что это опечатка в документах, т.к. 20.07.1943г. он сбил немецкий самолет 'лаптежник' Ю-87, что как вы видели из рассказа не могло состояться в день его гибели. А после этого он не летал, проходя переобучение на новый истребитель 'Аэрокобра'.
ОБД Мемориал
ОБД Мемориал
ОБД Мемориал
ОБД Мемориал
Итак, группа наших самолетов направлялась 20.08.1943г. для бомбометания крупной ж/д станции Амвросиевка.
Сегодня это город районного значения в Донецкой народной республике, административный центр Амвросиевского района. Железнодорожная станция.
Был освобожден советскими войсками Южного фронта 23 августа 1943 года от гитлеровских войск в ходе Донбасской операции.
Воспоминет летчик-истребитель Василий Степанович Сапьян:
"...Массированные удары наших Пе-2 и Ил-2 продолжались уже несколько дней - начались бои за освобождение Донбасса. Снова под нами горняцкие поселки, густое переплетение железнодорожных линий и терриконы.
С районом боевых действий мы были знакомы хорошо. Да и задача была прежняя - обеспечение действий нашей авиации и недопущение вражеской авиации к нашим войскам, ведущим наступление через Саур-Могилу на Амвросиевку. Накал воздушных боев нарастал. Нам приходилось выполнять по 5-6 и более вылетов в день. Многие наши летчики увеличили свой счет боевых побед в воздухе.
Но, увы, не обходилось и без потерь.
Немецкие летчики уже не могли систематически противодействовать нашей авиации. Они лишь вступали в редкие бои, стремясь использовать отдельные возможности: внезапность нападения или численный перевес, созданный за счет концентрации своих самолетов на отдельных участках, в отдельных боях. Немцы избегали вступать в открытые воздушные бои над линией фронта. Все чаще стали применять коварные методы ударов, нападая на наши самолеты над аэродромом во время взлета или посадки или же на маршруте полета между аэродромом и линией фронта. Как правило, немцы стремились нанести удар на максимальной скорости с первой атаки, после чего уходили с поля боя.
Потом были еще потери. Причина их - все те же коварные действия немецких 'охотников'. Тогда командование решило проучить их, расправиться с ними.
- Немецкие 'охотники' - очень опытные летчики, но, будучи не в силах противодействовать нашей авиации, они и дальше будут стремиться наносить нам отдельные удары, используя внезапность. Надо подстроить им ловушку, из которой они бы уже не выбрались.
Для выполнения замысла командира в воздух была поднята группа наших истребителей из двух полков - нашего, сотого, и соседнего, шестнадцатого. Боевой порядок был очень разомкнут с таким расчетом, чтобы каждая пара находилась лишь в видимости соседней. Все пары эшелонировались по высоте, начиная с 800 метров и до 8-9 тысяч метров.
Во время полета в безоблачном небе стояла сильная дымка, из-за чего практическая видимость ограничивалась дальностью в четыре - шесть километров. Тактический замысел, разработанный на земле, 'сработал' удачно.
Немцы появились на высоте около четырех тысяч метров. Заметив пару наших самолетов, ринулись на нее в атаку с высоты. Но находившаяся выше пара Бориса Глинки, в свою очередь, атаковала их. Что ни предпринимали немцы - пробовали свечой взмывать вверх, бросаться в стороны или же уходить пикированием вниз к земле, - их везде встречали наши эшелонированные пары. Кончился бой тем, что оба немецких 'охотника' были расстреляны в воздухе, их самолеты врезались в землю недалеко один от другого, два костра пылали на земле.
Подобным образом расправились наши летчики еще с несколькими парами других 'охотников', отучив их от коварных приемов...'.
Получается, что поврежденный самолет Дранищева и прикрывавший его истребитель Костырко, могли быть внезапно атакованными немецкими 'охотниками', и быть сбитыми, но вот где, в каком районе?
Вспоминает начальник штаба 9-й гвардейской авиадивизии гвардии полковник Борис Абрамович Абрамович:
'Ось движения нашей дивизии проходила параллельно северному побережью Азовского моря. Во взаимодействии с полевой армией, наступавшей на левом фланге фронта, по северному побережью Азовского моря мы успешно обеспечивали с воздуха ее боевые действия. Нашу боевую работу мы заблаговременно планировали и увязывали с командованием полевой армии:'
Таким образом, примерные маршруты для всех экипажей могли выглядеть так: взлет с Батайского военного аэродрома - южнее Батайска - над Таганрогским заливом - район Самбек и западнее, т.е. трасса полетов проходила почти над п.Мержаново (запомните название этого поселка).
Наверняка, если бы самолеты разбились при ударе о землю, то это произошло бы уже на освобожденной территории, и такое событие не осталось бы незамеченным и не расследованным, однако никаких сведений об этом пока не найдено. Оба летчика, и Дранищев и Костырко, проходили службу в Батайском авиаучилище, хорошо знали район полетов. Наверняка, стремясь избежать аварийной посадки в городской или поселковой застройке, и возвращались по намеченному и согласованному обратному маршруту, иначе рисковали быть сбитыми нашей ПВО.
Поэтому, наиболее вероятным местом гибели двух летчиков может являться только один район - Таганрогский залив и дельта Дона, впадающего в него. Нас же интересует не весь залив, а только его северо-восточная часть, район 30 на 30 километров.
Длина же самого залива составляет около 140 км, ширина у входа 31 км. Таганрогский залив мелководнее, чем Азовское море и имеет очень ровный рельеф дна. Его средняя глубина составляет 4,9 м.
Берег вершины залива представляет собой низменную авандельту р. Дон, состоящую из многих островов, разделенных водотоками. Дон, впадающий с северо-востока, в нижнем течении образует небольшую многорукавную дельту, площадь которой 540 кв.км. Вершина залива характеризуется глубинами около 1 м, где осаждается выносимый Доном взвешенный материал. Донные отложения в основном представлены глинистым илом, алевритовым илом, илистым песком и песком.
Таким образом, то, что самолеты до сих пор не нашли, может свидетельствовать о том, что их занесло за эти годы слоем донных отложений.
Это подтверждается и тем, что в декабре 2012 года в Таганрогском заливе в семи километрах от населенного пункта Мержаново (помните, я просил запомнить этот поселок?) Ростовской области, рыбаками был найден и поднят со дна Таганрогского залива двигатель от советского дальнего бомбардировщика ДБ-3.
Найден двигатель самолета, Власть Труда
на котором летал наш земляк - дважды Герой Советского Союза Степан Иванович КРЕТОВ
Подъем был трудным: большой вес двигателя и трехметровая глубина создали много проблем. Обратились к поисковикам Таганрога, чтобы определить, что это был за самолет, кто на нем летал. Оказалось, это не так просто сделать. Почти год представители военно-патриотического объединения 'Скиф' собирали информацию из архивов и добились успеха. Полученные сведения, в первую очередь, позволили установить марку самолета.
Это оказался легендарный ДБ-3Ф, переименованный в 1942 году в ИЛ-4, прошедший войну с первого и до последнего ее дня. Сейчас мало кто знает, что именно дальние бомбардировщики этой серии еще в самом начале войны нанесли первый бомбовый удар по Берлину.
Командиром бомбардировщика был - дважды Герой Советского Союза Кретов Степан Иванович. В том неравном бою 2 декабря 1941 года с четырьмя мессершмитами Степан Иванович чудом остался жив, штурман и два воздушных стрелка погибли, Кретова же спасла стальная спинка кресла.
Самолет взорвался еще в воздухе, когда летчик катапультировался, и останки самолета упали в Таганрогский залив на разном расстоянии. Возможно, где-то там еще находятся другие части этого бомбардировщика.
Все это свидетельствует о том, что Таганрогский залив таит в себе еще немало тайн и загадок, ведь в том районе во время войны пропало немало советских самолетов, управляемых прославленными асами и лейтенантами, совсем недавно окончившими авиационные училища.
Даже просто просматривая сегодня снимок Таганрогского залива, сделанный из космоса, можно увидеть на его дне множество неопознанных объектов:
Учитывая сегодняшние возможности науки и техники, используя различные методы магниторазведки и эхолокации, как на воде, так и в воздухе, можно с уверенностью сказать, что когда-нибудь самолеты прославленных этих, и многих других героев войны будут найдены, учитывая, что обшивка и крылья самолета 'Аэрокобра' были дюралевые, а двигатели - стальные, и их останки будут с воинскими почестями захоронены в нашем городе.
Именем же Героя Советского Союза Дранищева Е.П.. названы: школа номер 44 в пос.Качкан и переулок в пос.Артем города Шахты.
Имя нашего земляка, Героя Советского Союза Дранищева Е.П. увековечено на стелле на Аллее Героев в городе-герое Волгоград
На памятном знаке погибшим летчикам в г.Красный Луч, ЛНР.
На памятном знаке на Аллее Героев в г.Чугуев, Харьковская область, Украина
На родине Героя, на Аллее Славы в парке КиО (Александровском парке) г.Шахты, Дранищеву Е.П. установлен бюст: