<= Перейти в тему форума
Мало кто знает, что есть в Шахтинском районе одна загадка
16+
1 апреля (вторник) 2014
ДмитрийВ, Шахты.SU
Загадки нашего городка
Мало кто знает, что есть в Шахтинском районе одна загадка, которая не дает покоя историкам и исследователям уже многие десятилетия.
Всем известно, что севернее г.Шахты находится Горный лес.



Каждый год шахтинцы, в одиночку и целыми группами, отправляются туда на прогулку, чтобы вдохнуть ароматы весны и осени. Но вот для чего, с какой целью он был заложен на просторах Донской степи, не всякий сможет сегодня ответить, и почему называется - Горный.

А тем не менее, Горный лес появился задолго до основания поселка и станции Горная, когда весной 1912 года на разъезде 728 км. с западной стороны начали сооружать подсобные помещения, строить бараки для рабочих, контору. Готовилось строительство железной дороги от ст. Горная до ст. Михайло-Леонтьевская. Строительство началось в 1914 году. Эта ж/д ветка строилась капиталистом Парамоновым при поддержке акционерного общества 'Продуголь'. Главное назначение этой дороги состояло в том, что акционерное общество 'Продуголь' стремилось ускорить вывоз угля с рудников Несветая, который принадлежал Парамонову.

Железнодорожная ветка планировалась протяженностью 30 км. Движение на этом участке открылось в марте 1917 года. По ветке шли вагоны с углем. Уголь отправлялся на ст. Грушевская (ныне ст. Шахтная), а оттуда в Аксай, где грузился на баржи и шел в Ростов.

Еще в 70-х годах XIX века на Дону было создано несколько крупных лесничеств. Теперь - это лесхозы Ленинский, Манычский, Сальский и Донской.

Некоторые специалисты считают, что лес был посажен специально для получения древесины и ее использования для постройки барок, перевозящих уголь по р.Кундрючья и Грушевка, протекающих неподалеку, задолго до строительства ж/д.
Другие утверждают, что лес использовался для получения крепежной древесины, применяемой при креплении горных выработок в угольных шахтах.

Все эти версии не могут ответить на один вопрос: 'Для получения требуемых качеств древесины, необходимых при постройке кораблей и крепежных стоек, нужны правильные виды деревьев, а именно - хвойные! Именно эти виды обеспечивают максимальную степень защиты от действия влаги, бактерий и биоорганизмов'.

Но дело в том, что в Горном лесу, а правильнее называть его образцовым лестничеством, заложенном учеными специалистами позапрошлого столетия, и которое в 1927 году было преобразовано в Донское учебно-опытное лесное хозяйство, больше всего произрастает и произрастало дуба и ясеня, реже встречаются клен остролистный и татарский, берест, акация белая, тополь, которые ну, никак не годятся для строевого леса.

Так для чего же, с какой целью был посажен Горный лес? Для защиты от степных ветров или в качестве питомника? А может для каких-то других целей?

Как Вы знаете, во второй половине 19 века в Шахтинском районе начался промышленный бум, связанный с разработкой угольных пластов и добычей каменного угля.
Именно с развитием угольных копей было положено начало Грушевскому поселению, в дальнейшем - городу Шахты, а не как считается в официальных источниках, с трех казачьих хуторов. Это хорошо видно на дореволюционной карте города Шахты.



Ручному труду пришли на смену врубовые машины и взрывчатые вещества. Мог ли пройти мимо этих новшеств Парамонов, славившийся своей любознательностью и интересом ко всему новому и передовому в горнорудном деле?

Конечно же, нет. Он не мог не знать, что в 1832г. французский химик Анри Браконно обнаружил, что при обработке крахмала и древесных волокон азотной кислотой образуется нестойкий горючий и взрывоопасный материал, который он назвал Ксилоидин. Так было положено начало бездымному (нитроцеллюлезному) пороху, который, в дальейшем, послужил основой для различного видов взрывчатых веществ и ракетного топлива, в т.ч. для установок залпового огня, знаменитой 'Катюши'.

Хотя древесная целлюлоза, в отличие от хлопка, и содержала значительное количество примесей, усложняющих подготовку и снижающих качество продукции, но вполне могла использоваться при создании взрывчатых веществ, так необходимых для начала промышленной разработки Шахтинского угольного бассейна.

Но для этого нужен завод, скажите Вы. И будете правы. Но там же его нет, удивитесь Вы. Есть, отвечу я Вам. Точнее он там был:подземный!

Кто из современных горожан не мечтал в детстве очутиться в самом настоящем старинном подземелье?

Поэтому, когда меня пригласил прогуляться в те места один из форумчан, и проверить мои догадки, я не раздумывая, согласился. И нисколько об этом не пожалел.
Ведомый опытным проводником, по всей видимости, бывавшем в Горном лесу и его окрестностях не единожды, я каждую минуту, с нескрываемым удивлением, открывал для себя что-то новое, загадочное и порой - необъяснимое.
То тут, то там в земле открывались явно рукотворные сооружения, засыпанные грунтом; полуобвалившиеся, они явно указывали, что здесь когда-то кипела жизнь.



Что это за таинственные объекты, для чего они были предназначены? Вполне возможно, что это дополнительные выходы из подземелий. Кто знает, какие тайны тут скрываются?



Так, незаметно для себя, мы с моим проводником, подошли к главному входу в искомое подземелье, расположенном в склоне небольшой балки на северо-восточной окраине Горного леса. Из глубины подземелья в лицо дыхнуло застоявшимся запахом плесени, затхлости и загадки. За входом была каменная лестница в неизвестность. Сердце стучало где-то в висках, но я решил спускаться.



Сделав несколько шагов по узкой лестнице вниз, я почувствовал, что спускаться в самую глубину как-то страшновато, несмотря на то, что впереди наверняка было много интересного. Но пока что, видны были только 'следы' пребывания человекоподобных существ, в виде стеклянной тары, обрывков пакетов и газет. Спустившись до конца, почувствовали легкий ветерок впереди, пахло сыростью. Стены были из кирпича, свод где-то метра полтора, может чуть больше, поэтому приходилось идти пригнувшись.



Да, одно дело идти по подземному ходу в мечтах, и совсем другое - наяву спускаться в тёмный подвал полуразрушенного подземелья.
Но про подземный ход многое ещё надо узнать!

В подземелье имеется ход, ведущий в небольшую подземную галерею с кирпичными сводами. Осмотрев подземелье, выяснили, что от него ведут два ответвления: одно в сторону пос.Пороховой (считается, что это название он получил от находившихся неподалеку пороховых складов), другое в сторону ст.Горная, прямо под Горным лесом.



Оба ответвления местами завалены грунтом и обвалившейся кирпичной кладкой, так что пройти через них порой становилось затруднительно. Для начала решили исследовать тоннель, ведущий по нашим расчетам к пос.Пороховому. Поначалу продвигаться по нему не составляло особого труда, но примерно метров через сто, сечение тоннеля начало уменьшаться, увеличился уклон, что свидетельствовало о том, что выработка идет по склону, к реке. Изменился и состав стенового ограждения тоннеля. Если в начале выработки это была кирпичная кладка, то здесь уже стены были сложены из подобранных камней на известковом растворе, а сводовая часть - из кирпичной кладки.



Вполне возможно, что первоначально была отрыта траншея, выложены стены и свод, а потом сооружение было засыпано грунтом. Масштаб и добротность сооружения поражали воображение, тишина давила на психику. На месте полтергейста или еще какой нечисти я бы пришел туда навеки поселиться! Он уходил куда-то вдаль, конец тоннеля терялся в темноте , и свет фонаря не мог ее разогнать. С каждым шагом идти становилось все трудней и трудней, но вдруг, минут через 10 пути, открылся проход в более крупный тоннель.



Да такой, что по нему могла проехать в свое время не только телега, но и даже современный небольшой грузовик. Стены и свод, выложенные из кирпича, густо поросли мхом, узнаваемый запах плесени витал вокруг. Усилился капеж со свода тоннеля, через невидимые трещины и поры по стенам стекала вода, образуя достаточно резвый водный поток, бегущий в центре тоннеля.

Стараясь идти вдоль стен тоннеля, где в результате разрушения кирпичной кладки, за многие десятилетия, образовались своеобразные берега этого подземного чуда, перескакивая порой с одного берега на другой, мы продолжили путь. По всей видимости, мы находились ниже уровня реки Грушевка. Еще пара минут, и стало намного суше и чище, но, увы, тоннель оказался заложен каменной кладкой.



Дальше пути не было. Подземный же ручей поменял направление и исчезал под такой же кладкой, в нише, с правой стороны тоннеля. Пришлось возвращаться на распутье.

Пройдя от него метров 50 на запад, в сторону пос.Горный, мы увидели, что далее кирпичная кладка тоннеля сменяется довольно крепкой породой, в которой как бы прорублено сооружение.



Сегодня, даже трудно представить, сколько сил и времени потребовалось неизвестным строителям, чтобы создать это рукотворное чудо.

Мы прошли по этому практически горизонтальному тоннелю довольно приличное расстояние, судя по всему, примерно с километр, но конца ему так и не увидели. То и дело, то в одну сторону от него, то в другую, уходили ответвления. Встречались на нашем пути решетчатые двери-перегородки, изготовленные из стальной арматуры, покрытые толстым слоем ржавчины, но они были без запоров, и нам хватало сил, чтобы их открыть.

Нам пора было возвращаться, в конце концов, цель вылазки была достигнута, было подтверждено наличие подземелий в этом месте. Возвращаться назад, в сторону входа в подземелье, мы не стали, т.к. фонари начали тускнеть. Как резерв еще оставались фонарики в мобильных телефонах. Почувствовав в одном из ответвлений свежую струю, мы пошли вперед по нему, откуда дул ветерок.

Я засек время, сам не знаю для чего и думал о том, что хоть бы не было здесь ответвлений, а то не хватало еще заблудиться. Шли мы минуты три (больше всего я боялся не встречи с летучими мышами или еще кем-то или чем-то, а что сядут фонари! Но каким-то невероятным чудом они не сели!), пока не дошли до провала. К этому времени тоннель представлял собой полость в глиняном грунте, без всякого крепления.

Провал, а для нас источник поступления свежего воздуха и выхода на поверхность, представлял собой отверстие в земле, шириной 1-1,5 метра.



За провалом коридор продолжался дальше, луч слабенького фонарика далеко не пробивал темноту, поэтому пока не окончательно сели фонари , мы решили выбраться наружу, что не составило особого труда по осыпи.

Однако мы едва не остались без одежды, чуть было не оставшуюся висеть клочьями на сухостое, которым были густо покрыты склоны оврага.
В свое время здесь было явно какое-то сооружение. В склоне, куда мы прямиком попали, выбравшись из провала, были видны остатки каменной кладки и обрушенный кусок бетонного перекрытия.



На поверхности земли уже начинало темнеть, холодало, стал накрапывать дождик.
Выбравшись наружу, было решено вернуться сюда в более крупном составе и хорошо подготовленными.
Увлекшись обсуждением только что пережитого небольшого приключения, я не сразу заметил у себя под ногами, среди прошлогодней листвы, россыпь практически насквозь проржавевших патронов.



Эхом войны они хрустели у меня под ногами, напоминая о событиях, происходивших в этих местах во время войны. Среди бескрайней Донской степи лесхоз был 'островком' спасения. Под тенью деревьев находили пристанище от палящего июльского солнца, отступающие к Дону солдаты, здесь же спасались от неустанных бомбежек немецкой авиацией летом 1942г. артиллеристские части и кавалерия, медсанбаты и хоз.части.

Считается, что в годы оккупации фашисты вырубили Горный лес. На самом деле, за все время оккупации в п.Донлесхоз немцы появились только один раз, не смотря на близость ж/д станции. Нагрузив подводу дровами, они уехали, не дожидаясь темноты, и больше не появлялись. Даже этот небольшой, по своим размерам, лес внушал им панический ужас.

Известно также, что во время оккупации района в Горном лесу действовал небольшой партизанский отряд, скорее всего сформированный из окруженцев. Часть отряда осенью 1942г. попала в засаду, была схвачена и замучена фашистами в Красносулинском гестапо. Оставшаяся группа, вполне возможно, пополнившая свои ряды за счет сбежавших из плена красноармейцев, действовала до самого освобождения района в феврале 1943г., совершая мелкие диверсии. Самой крупной операцией явилось освобождение группы из 600 рабочих и военнопленных, угоняемых на Запад в один из дней февраля 1943г. Напав на конвой и уничтожив его, партизаны спасли сотни жизней из фашистской неволи.

Лес же был практически весь использован нашими войсками при строительстве оборонительных сооружений весной-летом 1943г. на Миус-фронте. В администрации поселка даже сохранились накладные и расписки в получении леса за этот период.

Известно также, что до оккупации района в 1942г. в Горном лесу была вырублена и зачищена специальная просека, которую использовали как взлетно-посадочную полосу наши самолеты. Именно в этом месте производилась дозаправка и загрузка самолетов боекомплектами и различными грузами, разгружаемыми на станции Горная. Но вот где могло храниться такое количество боеприпасов и топлива, если в округе не было подходящих зданий? В лесу, под тентами и навесами? А может все же под землей?

Конечно, под землей! В подземных залах и галереях старого порохового завода и неизвестных катакомбах.
По понятным причинам этот объект был секретным до 1917г. Во время Гражданской войны, как и большая часть региона, пороховой завод был брошен своим хозяином, пришел в упадок и запустение, чему в немалой степени способствовали передовые открытия в области взрывчатых веществ, более безопасных в производстве.
Здание заводского управления в 1929г. было отдано под психиатрическую лечебницу, работающую и поныне.



Из старых построек сохранилось еще только пожарная каланча, да и то, сегодня находится в плачевном состоянии.



Сегодня это огороженное со всех сторон, закрытое учреждение, и кто знает, может где-то на его территории или в подвале здания или каланчи начинается подземный проход, ведущий в подземелье и проход, который оказался заложен.

Вообще, встреченное нами сочетание различных видов тоннелей и проходов, материалов и способов их изготовления невольно наталкивает на мысль, что все эти сооружения были созданы людьми в разное время, а может даже в разные эпохи. И хоть нам не удалось в первую же маленькую экспедицию отыскать следов порохового завода, кто знает, может это удастся в недалеком будущем.

Из истории известно, что на берегах Кундрючьей в 1634 году донские казаки отразили натиск нагайских орд. Петр I энергично заселял берега этой реки беглыми крепостными крестьянами, селившимися во временных землянках, отрытых в крутых склонах вдоль рек Кундрючья и Грушевка. И кто знает, быть может, именно в подземельях под Горным лесом были спрятаны знаменитые клады Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Безусловно, это место заслуженного внимания и изучения специалистами и кто знает, может совсем скоро в его окрестностях будет разбит лагерь научной экспедиции и десятки ученых и археологов приоткроют нам завесу этой загадки. Тайны Горного леса...
31854 просмотра
1 апреля (вт) 2014